Супружеская пара из станицы Кавказской на пенсии открыла в себе таланты

Супружеская пара из станицы Кавказской на пенсии открыла в себе таланты

Михаил Викторович и Тамара Григорьевна Ковалевы всю жизнь проработали на стройке, но, выйдя на пенсию, Михаил Викторович посвятил себя живописи, а Тамара Григорьевна — вышивке крестиком.

Они родились, выросли и много лет проработали в родном селе Тураевка Курской области. Сейчас населенного пункта не найдешь на карте. В 90-е годы в селе закрылись все производства, школа и даже магазины. Супругам с двумя детьми пришлось переехать на Кубань. В Кропоткине они продолжили работать в строительном МПМК. Михаил Викторович владеет навыками всех профессий из своей области деятельности: каменщик, плотник, бетонщик, даже мебельщик. Выйдя на заслуженный отдых, супруги помогали детям построить дома, а потом Михаил взял в руки кисти и масляные краски.

В детстве я рисовал для школы наглядные пособия. У меня хорошо получалось создавать рисунки карандашом. А потом директор школы подарил мне акварельные краски. Я рисовал портреты Петра Первого, Гарибальди, разные баталии. В четырех деревнях в округе меня называли Художником. Краски закончились, когда мне исполнилось 13 лет. В нашей семье было двое детей, мать поднимала нас сама, так что лишних денег на краски не было. О рисовании пришлось забыть на 54 года. Больше я кисти в руки не брал, ими стали топор, лом да кувалда, — рассказал Михаил Викторович.

К будущей супруге Тамаре молодой Михаил бегал в соседнюю деревню на свидания. Девушка тоже была знатная мастерица — вышивала крестиком, вязала. Вместе работали на кирпичном заводе, и уже в Кропоткине на МПМК. К любимому занятию, вышивке, ей тоже удалось вернуться только на пенсии.

Узнав о детском увлечении деда, внук Михаила Викторовича подарил ему масляные краски и холст. Для пожилого человека было боязно начинать рисовать спустя десятилетия, да к тому же маслом — незнакомая техника, сложный материал. Лишь на третий год Тамара Григорьевна под угрозой «Выброшу краски из окна» убедила мужа заняться живописью. Стройные березки в солнечной рощице — первая работа Михаила Викторовича напомнила о далеких родных краях. Вторая картина — и сразу репродукция «Девятого вала» Айвазовского.

Михаил Викторович и Тамара Григорьевна Ковалевы дали несколько советов тем, кто недавно вошел в период «заслуженного отдыха»:

У каждого человека есть внутренние желания, может быть, даже с детства. Каждого Господь наградил каким-то талантом. Надо посидеть, покопаться в своей душе, вспомнить, что тебя интересовало в прошедшей твоей жизни, попытаться вернуть это желание, испытать его. Не получилось, пробуй что-то другое. Главное, чтобы радость была от того, что ты делаешь.

Человеку никогда нельзя унывать. В жизни есть черные полосы, есть белые. Нельзя опускать руки. Бывает, вышел на пенсию, работу любимую отняли, так он сник, куча болезней появилась, дом заваливается… Нельзя так! Надо находить силы и радоваться, гордиться тем, что ты достойно работал и теперь достойно отдыхаешь.

Сначала было тяжело. Я не мог понять, как смешивать краски, чтобы получить нужный оттенок. Учился методом проб и ошибок, читал журналы, искал информацию в интернете. Если не получается картина, я отложу ее, обдумаю какое-то время. И так каждый раз, пока душа не примет. У меня нет нелюбимых работ. Когда я беру одну из них, то сразу вспоминаю, как старался, писал ее, как что-то не получалось, приходилось переделывать несколько раз, — поделился Михаил Викторович.

В этом он как настоящий профессионал очень требователен к себе, хотя диплома о художественном образовании не имеет и сам о себе говорит: «Без бумажки ты — букашка».

В шкафах, собранных своими руками, хранятся сотни работ Ковалева. С немногочисленных выставок в специальной тетрадке остались восторженные отзывы о картинах живописца-самоучки. Даже профессионалы не сразу соглашались верить, что Михаил лишь несколько лет пишет маслом. Пейзажи выходят объемными, яркими, со смыслом.

Тамара Григорьевна пробовала себя в вязании, но спустя время остановилась на вышивке крестиком. Ее картины, в том числе вышитые бисером иконы, вместе с работами Михаила Викторовича украшают стены небольшой и уютной квартиры. Среди них — уникальный зимний деревенский пейзаж, для создания которого пришлось сделать больше миллиона крестиков.

У каждого супруга свое место для работы, собственная мастерская. У Михаила Викторовича — в зале, а у Тамары Григорьевны — в спальне. Они живут в ладу, щедрые, открытые всему миру, добрые и жизнерадостные. Они привыкли трудиться и речи о том, чтобы немного полениться, хотя бы на пенсии, быть не может.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Как по-армянски Родина?
Как по-армянски Родина?
Hi!