Взаимоотношение с правдой

Взаимоотношение с правдой

Форум современной журналистики в Сочи богат на встречи с известными личностями, как российского государства, так и зарубежья. «Вся Россия-2024» подарила нам общение с известной супружеской четой: актрисой, писателем Ниной Пушковой и сенатором, автором и ведущим программы «Постскриптум» Алексеем Пушковым.

Не могу не поделиться с моими читателями историей их семьи, их мыслями, взглядами на прошлое и настоящее.

Нина

Нина Пушкова объехала с мужем — дипломатом, сенатором и телеведущим Алексеем Пушковым — пол-России и полмира. Она часами может рассказывать о своих впечатлениях об Алтае или Сингапуре, о форуме в Давосе, куда ездила почти 20 лет подряд, о людях, которых там встречала.После окончания театрального Нина снялась в советско-чилийском фильме «Ночь над Чили», затем последовало приглашение в фильм «Обыкновенное чудо». Все помнят, какой блистательный актерский состав подобрал Марк Захаров. Одно присутствие рядом с великими — это уже школа мастерства.

Обыкновенное чудо

«Я вспоминаю свой первый съемочный день. На площадке находятся Евгений Леонов, Олег Янковский, Марк Захаров, Ирина Купченко, Андрей Миронов — все звезды российского кино, — вспоминает Нина Пушкова. — Я появилась в павильоне в костюме фрейлины. На голове у меня была целлулоидная шляпа с цветами, как клумба, а под платьем куча нижних юбок. Мой наряд громко шуршал. И когда я вошла, производя шум и шорох, все разом повернулись ко мне. Я так смутилась и решила пошутить:

— В прошлом веке, когда девушки сталкивались со столькими известными персонами, они падали в обморок. И им давали понюхать ароматические соли.

— Так что же вы не падаете? — тут же парировал Олег Янковский, игравший волшебника.

— Боюсь, что у вас нет ароматической соли! — воскликнула я.

И все засмеялись. Так я вошла в творческую группу».

Выходила замуж не за дипломата, в за студента

Как-то после спектакля в Театре сатиры к Нине подошел юноша и предложил проводить домой. Ей неинтересно было общаться с ровесниками, но Нина обратила внимание, что на ногах у него прекрасные замшевые ботинки, как у Александра Ширвиндта. Так Нина познакомилась с будущим мужем Алексеем Пушковым. Она выходила замуж не за дипломата, а за студента. Позже Нина решила променять звездную карьеру на роль жены дипломата. Но о рано брошенной карьере актрисы Нина редко жалела: она жила яркой и насыщенной жизнью с мужчиной, с которым прошла и через трудности становления, и через радости успеха. Он и стал первым читателем, и редактором ее книг.

Напутствие Пауло Коэльо

Нина Васильевна с трепетом рассказывает о своей встрече с Пауло Коэльо на форуме в Давосе. Она поняла, что нельзя упустить его, не узнав что-то важное, какую-то тайну. Писатель общался с соседом слева и иногда поглядывал на Нину своими магическими глазами цвета переспелой черешни. «Как же расположить его к себе?» — мучилась Пушкова.

— Как вы пишите свои книги? — раскраснелась как пион Нина.

А он вдруг стал отвечать серьезно:

— А вы тоже пишите? Описывайте все, не теряйте впечатления. Не теряйте мысли — запишите ее, память обманчива, потом уйдет эта ценная сложившаяся формулировочка, суть уйдет. А я пишу везде, где настигают: в чайной? — в чайной, вдоль дороги на пеньке? — на пеньке. Везде пишу. И вы пишите.

Я тогда не понимала, что это напутствие на мое дальнейшее творчество, — рассказывает Нина,— Стала записывать впечатления, а жизнь тогда осыпала впечатлениями.

О Горбачеве

На моих листочках были описаны встречи с Горбачевым. Мой муж был спичрайтером Горбачева и знал его как политического лидера. Он был не согласен с ним (и Горбачев это знал) в решениях политического, исторического характера. А меня заинтересовало, как тот переживал смерть Раисы. Мне попалась горничная, которая работала у Горбачевых. И она рассказала: «Смотрю, Михаил Сергеевич ночью стоит и в окно смотрит. Я спрашиваю: «Михаил Сергеевич, может вам чайку?». А он говорит: «Нет-нет, Люда, ты видишь Раю внизу, вон под деревом стоит?». Я подхожу к окну — тени вижу и больше ничего. А он: «Ну как же ты не видишь! Вон же она стоит — вон орешник и она рядом. Это ее любимый куст, она его сажала».

Эта безыскусная история помогла мне написать целую главу о Горбачеве, об его отношениях с Раисой, о том как женщина, не будучи в политике, родила политика. Она всегда сидела в первом ряду, руки держала лодочкой, слушала его и гордилась им, как мать гордится ребенком. И хлопала еле-еле, намечая правильность всего».

Клинтон, Форд, Гамсахурдия

«В «Романе с Постскриптумом» встречах, которые случались с первыми лицами государств, — продолжает свои воспоминания Нина.

— Я описала Клинтона на Давоском форуме, когда Путин давал прием. Он вошел в зал и вдруг направился прямо ко мне. Я стою одна, потому что мой муж беседует с приглашенными. А Клинтон идет прямо на меня, я даже оглянулась, убедившись, что за мной никто не стоит. А он говорит: «Helloy! Как дела?». А я ему: «Вы думаете мы знакомы?». А он говорит: «Сейчас познакомимся».

Меня поразило, что этот человек контактировал глазами. Он смотрел так на всех, ему нужно было увеличивать аудиторию, и смотрел так, как-будто он со всеми знаком. Он помнил, как звали его охранников, он интересовался здоровьем матери Джона, она же в больнице, нужны ли лекарства? В отличии от своей супруги он был очень человечным, чего не хватало политикам. Это тоже стало темой книги.

Там у меня и президент Гамсахурдия, который сломал мне руку, там и президент Америки Форд, который был без ноги и этого никто не знал. Человеческое измерение меня интересовало более всего, поэтому в «Романе с Постскриптумом» вы увидите все интересное на двух олимпах — театральном и политическом через человеческое присутствие или отсутствие».

За этот роман Нина Пушкова получила Бунинскую премию, и для молодой писательницы это звучало как обещание. «Я считаю, что молодых нужно поощрять и тогда они многое успеют написать», — говорит Нина Васильевна.

Надо быть доказательной

После выхода романа «Богиня Победы» у Нины Пушковой брал интервью журналист из «Российской газеты». Она спросила его: «Вы прочитали роман?». Он ответил: «По диагонали». «Нет, вы прочтите роман, тогда нам будет о чем говорить», — посоветовала писательница.

Журналист прочел две, три страницы. Его потряс эпизод схватки девушки с бандитами в Кисловодске, потому что он сам из Кисловодска. А там ему знакомо все — парк, недостроенный олимпийский комплекс, долина роз, которая перестала пахнуть. Нина вернула его в родной город. Журналист читал роман всю ночь и весь следующий день. И после был готов к интервью.

Когда Нина писала эту книгу, понимала, чтобы не выглядеть смешной, надо быть доказательной. Пацифистка Пушкова в деталях описала метание кинжала. Героиня книги, будучи агентом, метала нож, который летел как трассирующая пуля. Консультант темы подтвердил: есть такой нож, он летит как орудие, не как крутящий вертолетик. И этим ножом наша героиня убивает английского супергероя. Это роман об агенте 007 с русской душой и в юбке. Рекомендуем.

Михайлов и Иоанн Грозный

«Самое главное для журналиста уметь слушать, определять сверхзадачу. Моя сверхзадача в книге «На рубеже», показать, что правда — истина, искренность не просто находит поклонников, она сообщает духоподъемность, мотивирует, а ложь..., она опускает. Эта книга, состоящая из 11 портретов, — это 11 доказательств, что всякая ложь и подмена — вещь тяжелая с неожиданными последствиями.

Вот например, Александр Михайлов, актер, человек сам себя сделавший. Пошел учиться в мореходку, но бросил ее, поступил в театральный. После фильма «Любовь и голуби» у него пошли серьезные роли. В Малом театре он играл царя Иоанна. Сельский паренек образовывался на ходу, получив эту историческую роль, он места себе не находил, нарыл исторических материалов! В стандартной истории много изолганного, вкладывались трактовки о тиране, об убийце.

А Михайлов, чем больше читал исторических вещей, тем отчетливее понимал, что идут подмены. Он стал искать, как играть эту роль по другому. Георгий Свиридов писал к этому спектаклю музыку. Заходя в зал на репетицию, актер услышал мощную, потрясающую музыку. Он сказал Свиридову: «Вы гений». А Георгий Васильевич ответил: «Саш, ты что не узнал? Это музыка Ивана Грозного, это стихира Ивана Грозного». И тогда Михайлов понял, что он правильно играет царя: не мог душегуб писать такую прекрасную музыку. Это просто биение кармического сердца.

Он идет к Соломину и говорит: «Нельзя называть спектакль «Смерть Ивана Грозного», лучше «Смерть Царя». Соломин отмахнулся, мол, ты и так много самовольничаешь. Михайлов поехал на дачу успокоиться. И вдруг у Михайлова пошла горлом кровь, он прикладывал к шее снег, терял сознание. Очнулся, когда друг Саша Потапов помещает его в теплый автомобиль и везет в СКЛИФ.

Михайлов долго восстанавливался, он потерял 2,5 литра крови. Врачи еле откачали актера. Позже спросил у Потапова: как он тогда оказался в этом недостроенном поселке? Тот рассказал. На Даниловском рынке он рассчитывался за овощи, а сзади за руку его тронула женщина вся в черном: «Ты поезжай туда, где дом строишь, немедленно поезжай». Еще раз обернулся, а женщины нет. И никто ее не видел. Он «по газам», думал, что дом его бомжи подпалили. Проезжая мимо дачи Михайлова увидел — калитка распахнута, все в крови и Александр на пороге лежит. Вот оно провидение...

Актер, чтобы сыграть роль, надевает на себя не только костюм. Это то самое взаимоотношение с правдой, она живая, но главное не впасть в лукавство.

Знайте, что писатели, это никакие не специальные люди, и вы, журналисты, можете писать, потому что у вас очень много впечатлений, — напутствовала Нина Пушкова.

Ее книги

Как появилась первая книга «Роман с Постскриптумом»? Нина что-то записывала на листочках — как бы «для себя». Алексей эти листочки собрал и прочитал. И сказал жене: «Да это же начало романа!». «Роман с Постскриптумом» — книга о жизни, об огромном отрезке нашего бытия с начала 70-х годов прошлого века и до нашего времени. Нина умеет описывать события 20-летней давности так, как будто это произошло вчера. В романе «Эликсир бессмертия» действие происходит в двух измерениях — 1940-е годы и в 1990-е в России.
Да времени органично переплетаются, персонажи вполне узнаваемы.К примеру, олигарх Борис Вересовский — очевидный прототип Бориса Березовского. Еще присутствует Сталин. Старейшему генсеку Вересовский обещает добыть эликсир бессмертия, над которым — и это исторический факт — работали для Сталина.А далее были книги «На рубеже» — беседы с известными людьми, без которых Россия была бы неполной, крутой детектив «Богиня Победы».**

(Продолжение об Алексее Пушкове в следующем номере).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!