Жительница Кропоткина отдала 2,5 миллиона рублей мошенникам, «спасая» себя и своих родных от тюрьмы

Жительница Кропоткина отдала 2,5 миллиона рублей мошенникам, «спасая» себя и своих родных от тюрьмы

Новые схемы телефонных пиратов и нейросеть на службе у злоумышленников. Расскажем реальную историю от первого лица и дадим советы, как не стать жертвой мошенников.

«Пожилую женщину развели на 10 миллионов», «Мужчина отдал мошенникам 5 миллионов». Порой мы уже и не обращаем внимания на такие сообщения. Что значит «отдал»? Люди разучились трезво мыслить?

Самое удивительное, что обманутых граждан сотни, тысячи. Среди жертв мошенников айтишники, сотрудники банков, журналисты, даже полицейские. То есть, вроде бы, образованные люди. Спроси их, с основными схемами «развода» знакомы, как «Отче наш» знают, что на звонки с незнакомых номеров отвечать не надо. Но что происходило со всеми этими людьми, когда однажды им позвонил какой-нибудь «майор полиции» или «сотрудник службы безопасности»? На чем их подлавливают мошенники, что они добровольно отдают им свои деньги? Я выслушала жертву обмана.

Мои родные не могли понять, что со мной происходит, почему я общаюсь, как будто под гипнозом и не иду на контакт. Я хочу рассказать эту историю, в первую очередь, для того, чтобы другие люди осознали как современные технологии и умелое психологическое манипулирование могут ввести в ступор даже критически настроенного, как мне казалось, человека, — эмоционально рассказала Елена.

Ну, а теперь история. В четверг ей пришло сообщение с телефонного номера начальника. «Руководитель» писал, что по одному из проектов идет какая-то проверка, мол, ничего страшного, сейчас он все объяснит. Сразу же «начальник» позвонил — и это реально был ЕГО голос, его интонации и паузы. Много позже Елена поняла, что для имитации голоса руководителя мошенники использовали возможности нейросетей.

Он рассказал мне, что один из членов нашей команды связан с нацистским украинским батальоном «Азов», и он переводил деньги ВСУ. Теперь весь коллектив «трясут», и мне тоже позвонит следователь ФСБ, который занимается этим делом. Он убеждал, что бояться мне нечего, и это просто формальность, — вспоминает девушка. Вскоре Елена ответила на видеозвонок от следователя ФСБ Макарова. С девушкой разговаривал мужчина средних лет, одетый в служебную форму, он сидел в рабочем кабинете, на стенах — флаги, гербы, фото президента. Обстановка была строгой, официальной, и не вызывала никаких подозрений.

УБЕДИТЕЛЬНЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ

«Следователь» начал свой разговор с того, что подробно и в деталях рассказал о проекте Елены, который она ведет, упоминал имена и должности других участников. В их числе оказался и напарник девушки по работе Илья Б. Именно он якобы завладел личными данными всех своих коллег, получил доступ к счетам организации и начал переводить оттуда деньги террористам. Счета Елены тоже теперь в его руках. Звонившему были известны также сведения о ее родных: кто где работал, в каком банке они обслуживаются, номера мобильных телефонов.

В этот момент у меня уже не осталось никаких сомнений, что я общаюсь с настоящим чекистом. Я впала в ступор, внутри все тряслось, а в голове одна мысль: «Ну вот, и за мной пришли». Сейчас я понимаю, что зря «повелась» на разговоры о счетах и деньгах, что в этот момент надо было просто положить трубку. Но страх так работает: «выключает» разум напрочь. Это механизм, которым пользуются все мошенники. Я «повелась», а вы — не ведитесь! — делится со мной девушка.

СЕКРЕТНЫЙ РАЗГОВОР

Пока продолжался разговор, «следователь» повторял, как мантру, что идет спецоперация, поэтому рассказывать об их беседе и том, что она будет делать, нельзя никому, даже самым близким. Он сообщил: все телефоны Елены прослушиваются, и если она попытается о чем-то рассказать кому-либо, полиция все узнает, а девушка и ее собеседник превратятся в подозреваемых по делу о спонсировании терроризма.

— У меня внутри все сжалось, ноги подкашивались, я слушала следователя, как в тумане, как зомби, выполняла все, что мне говорят. Четыре дня прошли в каком-то безумном мрачном кошмаре, — вспоминает потерпевшая.

В первый же день Елена вызвала такси и поехала в салон сотовой связи. Ей нужно было купить новый телефон и сим-карту — по этому телефону «следователи» собирались помогать ловить вымышленных преступников, которые завладели ее счетами. Параллельно другой «следователь» общался с Еленой через мессенджер, она должна была круглые сутки быть на связи с ним.

Сейчас рассказываю и понимаю, какой это бред, но в том гипнозе, в который меня ввели через страх, происходящее казалось понятным и логичным. Все деньги, которые были в тот момент на моем счету, около миллиона рублей, я перевела в первый день на «резервные счета», дальше выходные — банки не работали, но «следователи» не отставали, — рассказывает девушка.

В тюрьме это называется «прессованием» — непрерывно, сутками поддерживать разговор с человеком, не давая ему ни секунды на то, чтобы он мог взвесить и проанализировать, что с ним происходит. Елену прессовали четыре дня.

И ДО КРЕДИТА ДОШЛИ

Лжеследователи говорили, что на имя Елены якобы были выданы кредиты, а единственный способ их аннулировать — в том же банке предъявить настоящие паспортные данные и взять такой же кредит, тогда предыдущий автоматически аннулируется. Елену убеждали перевести полученные деньги на специальный «резервный» счет, параллельно продолжались консультации как нужно общаться с работниками банка: «Если кто-то скажет, что вас разводят мошенники, значит, он является соучастником мошеннической схемы против вас, запомните его, сфотографируйте, запишите имя, указанное на бейдже».

Тут, наверное, стоило бы задуматься. Какие кредиты? Но девушке бесконечно, час за часом, перечисляли все последствия для нее и ее близких: спонсирование терроризма, измена, 15-20 лет в тюрьме, конфискация имущества Елены и ее родных, приводили истории людей, с которыми такое уже произошло.

Я же не хочу идти этой дорогой? Конечно, не хочу. В понедельник я поехала в отделение банка, где должна была оформить кредит, который, конечно же, мне одобрили. «ФСБшник» велел мне снять деньги сразу, в кассе, и дальше все по известной схеме: переводы через банкомат на резервные счета и получение «подтверждения» от банка, что мой кредит «аннулирован».

А дальше… Поток бесконечных «официальных» документов от ФСБ, звонок от очередного лжеследователя РосФинМониторинга, который объяснил, как именно можно спасти средства от перевода на Украину.

СЛУЧАЙНОЕ СПАСЕНИЕ

Мошенники не отставали. Когда Елена вернулась из банка домой, они по телефону начали морально готовить ее к «обыску», объясняя, что волноваться не стоит — это простая формальность. Якобы сотрудники полиции должны убедиться, что у девушки нет никаких ценностей, полученных преступным путем — иначе придется их изъять. «Следователь» попросил сфотографировать мебель и технику, предметы интерьера , личные вещи, стоимость которых превышает 40 тысяч рублей.

Елена позвонила подруге Ольге, у которой временно проживала, и будто невзначай спросила ее, сколько стоят разные вещи в доме. Разговор вызвал сомнение у ее собеседницы. Через час к Елене приехал их общий с Ольгой друг Евгений. Они вышли на улицу, где девушка кратко поведала о том, что происходило последние дни. Евгений настойчиво убеждал Елену, что ей звонили не настоящие полицейские, и она попалась на удочку мошенников, и что правоохранительные органы так не работают. Друг советовал девушке отключить свой телефон и выбросить тот, что был куплен для связи с мошенниками, а потом взять в охапку кота и уехать из квартиры.

В конечном итоге, я так и сделала. Мы с адвокатом подали заявление в полицию. И таких заявителей там принимают сотни каждый месяц. По словам моего адвоката и следователя из полиции, так же «обрабатывают» все профессиональные сообщества: бизнесменов, работников госкорпораций, чиновников, ученых, даже силовиков, они тоже иногда ведутся! — говорит Елена.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В полиции Елене сообщили, что шансов на то, что расследование закончится возвратом средств владелице, крайне мало — следы злоумышленники заметают виртуозно. Но мы хотим, чтобы как можно больше людей узнало, как устроен темный мир мошенничества и чтобы никто не попался в сети преступников.

Целью злоумышленников уже давно становятся не только доверчивые бабушки. С помощью нейросетей и огромного арсенала психологических манипуляций «развести» могут кого угодно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!