Жительница Кропоткина стала регентом церковного хора волей случая
Можно сказать, что наша героиня, горожанка Яна Демиденко, шла к своему предназначению — должности регента или руководителя хора в храме — всю жизнь:
— Родом я из Чечни, но переехали мы сюда с родителями, когда мне было 17 лет. В Кропоткине я завершила учебу, вышла замуж, обрела свою семью. Здесь же и начался мой духовный путь. Сначала мы с мужем посещали воскресные службы, потом приходили в храм и на большие праздники, а позже я стала помогать церкви, чем могу. Например, протирала подсвечники, чистила церковную утварь. А потом одна из певчих предложила мне подняться на клирос. Я была в таком неописуемом восторге! И вот уже около шести лет я пою в храме.
10 лет Яна Демиденко была прихожанкой Свято-Пантелеимоновского храма сельского поселения имени М.Горького. Сначала она сомневалась, сможет ли справиться с непростыми обязанностями церковной запевалы.
— Меня убеждали: ты все сможешь! А у меня просто в голове не укладывалось, ведь для этого столько нужно знать, изучать, помнить… Однако потихоньку, постепенно влилась в жизнь хора. От меня много не требовали. Регент говорила: «Хотя бы «Аминь» или «Господи, помилуй» произноси». Потом, конечно, я стала лучше разбираться в том, что поют или читают из псалмов. Раз в две недели, я помогаю хору церкви Преображения Господня в поселке Пролетарском. Приезжаю, пою. Людей там очень мало, — рассказывает Яна.
В строящемся храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Кропоткине наша героиня оказалась, благодаря своей знакомой:
— Всего в хоре пели четыре певчих. В тот момент у них произошли какие-то форс-мажоры: одна женщина не могла петь на службе из-за проблем в семье, другая сломала ногу, ее сестра — также запевала, ухаживала за ней. Попросили меня попеть на двух службах. А потом настоятель храма иерей Михаил предложил мне стать… регентом хора! Я буквально опешила от такого предложения. Все-таки этому обучают в духовных семинариях, регентских школах, а я самоучка. Помню, позвонила отцу Петру, он сейчас монах в ставропольском монастыре, спросить совета. Он тут же ответил: «Иди и делай». Трижды благословил меня. Мало-помалу начала вникать в тонкости регентования. Так как я начинающий регент без специального образования, на данный момент прохожу онлайн-курсы по регентству.
Что же входит в обязанности регента?
— В первую очередь, проводить «спевки», то есть, репетиции хора. Сейчас у нас шесть человек поют на клиросе. Собираемся раз в неделю, в воскресенье. Вообще, на мой взгляд, идеальный певчий — это не только профессионал. Это человек, душой и сердцем участвующий в богослужении, который выражает свою молитву с помощью музыкальных качеств. Однако далеко не всегда профессиональные певчие занимаются служением. Очень часто на клиросе слово «профи» становится ярлыком, обозначающим человека с высшим музыкальным образованием, при этом отрешенного от всего, что происходит в храме. Он просто отбывает рабочее время и зарабатывает деньги, при этом у него может быть вполне молитвенный вид. Но это сразу чувствуется прихожанами. Да, уху может быть приятен красивый звук, но в душе пение ничего не трогает. Этого стараюсь избегать всеми силами, — убежденно говорит регент. И продолжает:
— Своими обязанностями могу назвать подбор певческого состава, его обучение, также нужно следить за ходом богослужения. Потому что хор — это образец для прихожан, некий канон, как нужно себя вести, что делать в храме. То есть, ни в коем случае нельзя отвлекаться на телефоны, звонки. Помню, моя дочка потеряла сознание во время богослужения. Певчие, которые стояли ближе к ней, с краю, помогли ей, также рядом был муж, еще два моих ребенка. А я, как руководитель хора, стою в этот момент и отчетливо осознаю, что даже шелохнуться не могу. Потому что не имею права подвести певчих. На мне лежит огромная ответственность, и я обязана ее оправдать. А вообще, певчие, это сумасшедшие люди! Помню, у нас одна из участниц хора родила и на десятый день после выписки из роддома пришла петь на клирос. Ребенка — в корзиночку, и с собой. Кто мог, покачивал ее, отвлекал малыша, если он начинал плакать. Я сама после перелома ноги выходила петь. Даже был период, когда пела совсем одна. Страшно было до жути. Но зато после такого опыта, больше я ничего не боюсь.
Но первостепенной своей обязанностью, как регента, Яна Демиденко считает: сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать — петь, читать, помогать в алтаре.
— Самое сложное в моем деле — это работа с людьми, а не с музыкальным материалом. Бывает, приходит человек, которому сложно понять, что у него не получается — в нашем хоре поют непрофессиональные певцы. Сначала трудно сообразить, как собрать из палитры голосов людей, которые не умеют петь, какую-то музыкальную краску. Это тяжело, если нет опыта. Мое музыкальное образование, конечно, стало хорошим подспорьем в деле, — делится регент.
Сутью профессии регента горожанка видит в том, чтобы прихожане с помощью хора почувствовали себя частью богослужения, даже если они не поют во время службы:
— Задача хора сделать так, чтобы у них пела душа, помочь человеку открыться, помолиться. Часто бывает, что мы приходим в церковь, и хор там замечательно поет, а человеку это совсем не близко. Я считаю, что на службе людям должно быть комфортно. Уверена, что нашими устами молится храм. А значит, это должно трогать, брать за живое. Верю, что у нас это получается.