Сельский доктор
5 сентября Наталье Петровне Ащевой, Герою Социалистического Труда, почетному жителю станицы Кавказской могло бы исполниться 100 лет со дня рождения.
Последняя, более чем полувековая история райбольницы №1, впрочем как и самой станицы творилась на глазах Натальи Петровны Ащевой и при ее участии. В прошлом врач-терапевт, зав. инфекционным отделением, а затем и зам.главного врача ЦРБ, вселенской души человек, искренне преданный своей профессии без малого шесть десятилетий, Герой Социалистического Труда, почетный житель станицы Кавказской.
Недаром Наталье Петровне было присвоено звание Героя Социалистического труда. В те далекие времена — 1969 год — звания высокого уровня присуждались за реальные дела истинно достойным. Хотя Наталья Петровна никогда не приписывала это всецело своим заслугам, скромно отмечая лишь собственную любознательность в профессии, и всегда подчеркивая труд всего коллектива ЦРБ.
«Медицина и только медицина и очень редко что-то иное было предметом личных интересов большинства врачей», — отмечает в воспоминаниях Ащева. Наверное, именно такое отношение к работе и помогло коллективу врачей и Наталье Петровне в том числе поднять некогда маленькую больницу (первая войсковая больница на 15 коек открылась в станице в 1895 году) на достойный уровень.
В 1951 году Наталья Петровна вместе со своим мужем, врачом-фронтовиком В.Д.Ащевым приехала в Кавказскую для работы в райбольнице. Тогда ЦРБ имела 50 коек. Вся территория вокруг здания в непогоду покрывалась непролазной грязью. Потому первой покупкой на новом месте у Ащевых стали высокие резиновые сапоги.
Всевозможные инфекции, в то время свирепствовавшие на Кубани, часто перерастали в эпидемии.
В таких условиях начинала работать в Кавказской Наталья Петровна. С одной стороны высокая заболеваемость и смертность, с другой — отсутствие элементарных условий для работы, малые силы (всего 10 врачей вместе с Ащевыми — на всю больницу), недостаток медикаментов и оборудования.
Отопление в помещениях больницы было печное. В сильные морозы замерзали чернила, врачи надевали халаты на пальто. Больница не имела ни водопровода, ни прачечной. Воду возили в бочках, халаты и больничное белье санитарки стирали в талой воде в тазах вручную.
В больнице делали всего пять элементарных анализов. На всю больницу — единственный допотопный аппарат для измерения артериального давления. Операции делали лишь в экстренном случае при местной анестезии и эфирном наркозе. Ночью — при свете керосиновых ламп.
На скорые вызовы к больным врач выезжал на телеге, запряженной лошадкой. Если повезет, то — на «скоростной» двухколесной бричке, принадлежащей семье пациента. Правда, потом приходилось всю спину отчищать от налипшей грязи…
Но даже в тех условиях практически каждый медработник ощущал свою сопричастность, великую возложенную на него миссию охраны здоровья людей. Так все дружно создавали уют в палатах для больных — медсестры приносили собственноручно вышитые салфетки. Постепенно больница росла, сменялись главврачи, строились новые корпуса, появлялись новые кадры. К Кавказской ЦРБ пришло признание. Материальная база в 70-е годы улучшилась, а обслуживание было настолько обходительным, что станичники, проходя лечение, ощущали себя словно в санатории.
Подводя итоги послевоенной истории Кавказской больницы, Наталья Петровна в своих воспоминаниях отмечает, — что внимание к охране здоровья действительно прогрессивно росло до 1991 года. Но постепенно с изменением курса в стране забота о здоровье в большей степени была переложена на самого человека.
«Однако недостаточный уровень культуры нашего населения, отсутствие у людей специальных санитарных и медицинских знаний затрудняют этот процесс. Поэтому можно прогнозировать возврат многих инфекций, в том числе и туберкулеза, венерических болезней, увеличение психической заболеваемости, снижение индекса здоровья детей, подростков и молодежи», — писала Ащева.
«Теперь каждый здравомыслящий человек должен сам, не возлагая особых надежд на госструктуры, заботиться о своем здоровье, его контроле и коррекции, вести здоровый образ жизни», — предупреждала доктор.
Сама Наталья Петровна, кстати, серьезно увлекалась йогой. Не удивительно, что всю свою жизнь Ащева отличалась оптимизмом и жизнелюбием, уже в пенсионном возрасте продолжала работать еще многие годы.
«Считается, что история развивается по спирали, — завершает свои воспоминания Наталья Петровна. — Остается надеяться, что нового витка ее развития и нового этапа расцвета здравоохранения придется ждать не слишком долго…».
Клавдия ПЛАТОНОВА, заведующая краеведческим музеем ст-цы Кавказской.
Текст подготовлен по воспоминаниям Н.П.АЩЕВОЙ.