Корреспондент «ОК» побывала в Мариуполе, Запорожской и Херсонской областях

Корреспондент «ОК» побывала в Мариуполе, Запорожской и Херсонской областях

Посетить новые территории нашей страны и посмотреть, как сегодня там живут люди, мне хотелось давно. Моя мечта сбылась, и я отправилась туда, где буквально вчера гремела война. Путь лежал в Мариуполь.

В Донбасс мы заезжали из Ростовской области через автомобильный пункт пропуска «Весело-Вознесенское» по строящейся федеральной трассе Р-280 «Новороссия». Уже за Таганрогом мы въехали в непрекращающийся «ремонт дороги». Новую трассу расширяют, из двух полос делают четыре. Работающие строительные бригады нам встречались до подъезда к Мариуполю.

Досмотр на КПП прошли быстро и к восьми часам вечера уже были на землях многострадального Донбасса. Буквально в ту же секунду мобильная связь исчезла, а у меня оператор Теле2, и вновь появилась на подъезде к Новоазовску. На мобильник пришло сообщение от сотового оператора: «За услуги «Интернет на полуострове» с вашего счета списано 300 руб./сут. Пользуйтесь мобильным интернетом бесплатно до конца текущих суток».

Четыре новых региона мобильной связью обеспечивают сотовые операторы Крыма. Местные, кстати, говорят, что связь у них устойчивая, а интернет стабильный, чего не скажешь о роуминге. Мало того, что возможность выхода во всемирную паутину обходится недешево (за трое неполных суток роуминг у меня «съел» около одной тысячи рублей), так еще и на большей части территории, в том числе и в Крыму, во всяком случае, там, где я побывала, его нет. Сотовая связь действительно устойчивая, даже в роуминге, бесплатно только входящие звонки, за исходящие вызовы и смс нужно заплатить дополнительно, у меня с оператором Теле2 минута исходящего разговора стоила 3,6 рубля.

Итак, наш путь лежал в Мариуполь. Вдоль дороги тянулись редкие лесополосы, поля подсолнечника и уже обмолоченные пашни зерновых. Чем ближе мы подъезжали к Мариуполю, тем удручающей становилась картина за окном — необработанные земли, заросшие сорняком, мелькали искореженные сухие деревья. Природа еще не до конца оправилась от интенсивных боев двухгодичной давности. Мимо проскакивали одиночные, разрушенные попаданием снарядов, здания. Виднеется берег Азовского моря, кажется до кромки воды подать рукой, но останавливаться и подходить к морю опасно даже спустя такой срок, на этом небольшом клочке земли работают саперы.

МАРИУПОЛЬ — ГОРОД КОНТРАСТОВ

Вечерний Мариуполь нас встретил неприятным запахом гари с примесью какой-то химии. Виднелся «Азовсталь», тот самый поверженный оплот противостояния украинских националистов. Мы проехали вдоль руин металлургического комбината, действительно внушительная территория. Забор завода посечен осколками, местами разбит, а из зияющих дыр ограждения виднелись остовы сгоревших автомобилей.

Заехав в центр города, окружающая картина круто поменялась: руины исчезли, взору предстали освещенные улицы, работающие светофоры, оживленная автомобилями и общественным транспортом, проезжая часть. Здания сияли разноцветными огнями, в кафе на летних верандах столики были заняты посетителями, через дорогу в сквере бил цветной фонтан, неспешно гуляли люди, иные сидели на скамейках под фонарями, подростки катались на электросамокатах. Стало как-то уютно, неприятный запах гари исчез, и уже совсем не верилось, что еще недавно здесь гремела война.

Но это только на первый взгляд. Если приглядеться, то рядом с «живыми» многоэтажками стояли пустующие, с разбитыми фасадами, здания, другие были одеты в строительные леса, а асфальт в некоторых местах изрешечен осколками. В частном секторе и вовсе встречаются улицы-призраки, на которых нет ни единого целого дома, разрушены все и только надписи на заборах с контактными данными молчаливо свидетельствуют о том, что хозяева этих строений живы и в любой момент готовы выйти на связь.

— Строят в городе очень много, но в основном это крупные здания и многоквартирные дома, а что касается частного сектора — только этой весной нашелся подрядчик, который занялся ремонтом. Даст Бог и эти дома восстановят, — поделилась со мной продавщица небольшого продуктового магазинчика на окраине Мариуполя, куда я зашла купить кофе (стаканчик «Американо» 300 мл из кофемашины — 100 рублей).

На прилавках консервы, крупы, овощи, фрукты, холодильники забиты молочной и мясной продукцией, большой выбор напитков. Цены практически ничем не отличаются от наших, кропоткинских. В расчетах применяют только российский рубль, а оплату принимают наличными и картами.

— Мы еще не успели осмыслить все происходящее, слишком мало времени прошло, чтобы делать выводы. Хотя сейчас уже более или менее стало хорошо: работают больницы, школы, детские сады, мест в них пока не хватает, даже несмотря на то, что многие из города уехали. Я считаю, раз Господь Бог дал нам выжить в этой войне — значит мы ему зачем-то нужны, — продолжала делиться наболевшим моя собеседница.

Она высказала мысль: многие горожане надеются на то, что Мариуполь станет крупным узловым пунктом — в городе есть морской порт, а теперь по инициативе Владимира Путина строится федеральная дорога, которая пройдет по побережью Азовского моря через новые российские территории и соединит между собой Ростов-на-Дону и Симферополь. Металлургический комбинат «Азовсталь» хоть и был градообразующим предприятием, на котором трудилось не одно поколение мариупольцев, восстановления его многие не хотят. Люди говорят, что с тех пор как завод остановился, воздух в городе стал чище, а вода в море — светлее.

На выезде из города в сторону Крыма стали попадаться отреставрированные многоэтажки с муралами, символизирующими возрождение, а на окраине — выросли несколько современных жилых комплексов со школами, детскими садами, развитой инфраструктурой и большим многопрофильным медицинским центром.

Несмотря на все трудности, город живет. На улицах многолюдно уже с раннего утра, все спешат по своим делам, туда-сюда снуют машины, работают строители. Здания украшены триколорами и знаменами Победы, российская символика буквально на каждом шагу, на центральных улицах растяжки с цитатами Владимира Путина.

ЗАПОРОЖСКИЕ АРБУЗЫ И ХЕРСОНСКАЯ РЫБА

Выехав из Мариуполя, взору вновь предстали пустыри и редкие поля подсолнечника. Запорожская область встретила все теми же пашнями с масличными и небольшим количеством ветрогенераторов. По обе стороны дороги проносились маленькие селения с хатками, «кричащими» о необходимости ремонта, добротные дома тоже попадались, но не часто. Слева то показывалось, то вновь проваливалось в землю обмелевшее Азовское море. Там, где когда-то была вода, теперь на солнце блестела толстая солевая корка, на лужайках неспешно жевали траву коровы, козы и овцы. Постепенно начали мелькать придорожные кафе, магазинчики и местные жители, торговавшие бахчевыми с колес вдоль дороги. Дынный аромат разносился на несколько метров. Полакомиться сладким овощем можно было, отдав 80 рублей за кг. За арбузы просили 30 рублей.

Стихийные торговые точки и мелкие оборудованные рынки встречались по дороге до границы с Крымом, только ассортимент поменялся.

В Херсонской области основной товар придорожных торговцев — вяленая и копченая рыба на любой вкус и кошелек. Бычок, колюшка, чебачок, пузанок, тарань, камбала, лещ, горбыль, рыбец, плотва и даже тунец. Мелкой торгуют штучно, крупную оценивают в килограммах. К примеру, бычок предлагают по 100 рублей за штуку, за килограмм копченого тунца просят 2000 рублей. Нет наличных — не беда, оплату примут переводом на карту и даже раздадут вай-фай. Чтобы покупатели убедились в качестве товара, предложат попробовать. Справедливости ради замечу, рыба действительно вкусная и свежая, я перепробовала практически всю и, признаюсь, без покупки с рынка не ушла.

ЭТО РОССИЯ

Символика России в новых регионах буквально на каждом шагу. Улицы населенных пунктов украшены триколорами, остановочные павильоны вдоль трассы «Новороссия» выполнены в едином стиле, в цветах российского флага. Сама трасса оживлена. В обе стороны следуют рейсовые автобусы, грузовики, много легковых машин из различных регионов. Люди активно осваивают сухопутный маршрут в Крым. Практически все местные жители сменили автомобильные номера на российские, во всяком случае на дороге, на протяжении всего маршрута, нам встретилась лишь пара машин с украинскими номерами. Вдоль проезжей части много старых неработающих заправок (как из фильма «Королева бензоколонки» — так их охарактеризовал мой попутчик), так же много строится новых, современных АЗС, какие-то уже работают. Там же, в Херсонской области на подъезде к Чонгару мое внимание привлекла АЗС с изображением «бабушки Z» на информационной стеле, той самой Анны Ивановны Ивановой из Харьковской области, которая весной 2022 года вышла к украинским военным со Знаменем Победы.

Люди, с которыми мне довелось повстречаться, несмотря на все трудности улыбаются. Жизнь продолжается!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!