Пророк Илия обратил сердца детей к вере отцов

Пророк Илия обратил сердца детей к вере отцов

История государств, история обществ и история веры в настоящее время часто мыслится как нечто самостоятельное. Такова специфика современного знания, словно кто-то специально разделяет это на части, чтобы простой человек эти части не мог собрать в одно целое и поумнеть. Такая методика не нова, ей много веков и даже тысячелетий. Эти же процессы можем отследить и во времена святого пророка Божия Илии, память которого ежегодно совершается нашей церковью 2 августа.

Пророк Божий Илия Фесвитянин жил в IX веке до Рождества Христова во времена правления в древнем государстве Израиль нечестивых царя Ахава и царицы Иезавель. Царь Ахав был типичным подкаблучником и стратегическими делами государства занималась иностранка, идолопоклонница Иезавель, женщина весьма коварная, стремившаяся упрочить власть финикийцев через насаждение новой «духовности» в расколотом от внутренних противоречий царстве Израиля — осколке некогда славного государства святых царей Давида и Соломона.

Это первый библейский святой, которому стали молиться на Руси. Славяне считали Илию повелителем дождя, молний и плодородия. Святому молились об избавлении от засухи и хорошем урожае. А благодаря совпадению праздничных дат Илия — пророк считается покровителем ВДВ в России.

Бесстыдная Иезавель руками Ахава истребила верных Богу священников и пророков в их стране, лишь малая горстка верных служителей Бога в тайном месте осталась перед лицом бесчисленных жрецов иностранных богов и ложных пророков. Люди впали в рабство, став язычниками, поклоняясь бездушным истуканам и безумствовали в околоэкологических культах по рощам и ручьям. Иезавель торжествовала — народ потерял веру в Бога, оскотинился, обезумел.

Государство было без пяти минут в руках враждебных сил. Именно в это время Бог посылает своего пророка Илию обратить сердца детей к вере их отцов. Об этом повествуется в Священном Писании Ветхого Завета в третьей и четвертой книгах Царств и во второй книге Паралипоменон. В этих книгах пророк Илия показывается человеком строгой духовной жизни, стремившимся всегда поступать по заветам Бога.

Новый пророк всегда учится у другого пророка, поэтому в юности и молодости святой Илия много времени провел среди пророческих учеников и даже сам стал наставником других пророков. Поэтому на страницах Священного Писания пророк Божий Илия предстает уже в зрелом возрасте. Он приходит к царю и обличает его в грехе идолопоклонства и уклонения от Божьих заповедей. В результате этой проповеди перед лицом нераскаявшегося в своих злодеяниях Илия показывает царю знамение — не будет дождя, пока царь не обратится от своего нечестия. Грехи правителей бывают источником бед для всего подвластного народа.

В те дни несколько лет не было дождя, пока Бог вновь не послал пророка Илию, который новыми чудесами доказал бессилие языческих богов-истуканов и их жрецов. Святой пророк Илия не был бесстрашным человеком. Он порой боялся за свою жизнь. Были периоды, когда он удалялся для укрепления своей веры в другие города и в уединенные места. Иногда был без средств к существованию, а часто даже без еды и воды.

Всем памятна история, когда ворон приносил святому пророку пропитание и история гостеприимной сарептской вдовы, которая в крайней своей нищете приняла у себя пророка. По молитве святого Илии воскресали мертвые, умножалась пища, шел дождь в засуху, совершались прочие чудесные явления. Пророк Илия, как и боговидец пророк Моисей удостоился особого посещения Божия на горе Хорив (иногда современники называют ее Синай). Лично для меня эта история самая интересная из жизни святого пророка Илии. Основная задача человека в этом мире не проживать абы как эту жизнь, а живя познавать своего Творца, познавать Божий промысел о себе и о мире, участвовать в тех делах, в которых Бог ожидает наших действий, ходить путями правды и не уклоняться на лживые пути нечестия.

Так вот! Как обыватель воспринимает явление Бога в этом мире? Загибаем пальцы: землетрясение, гром, молнии, пирокластические потоки дыма и т.п. Давайте здесь улыбнемся нашей темности и непросвещенности, но так мы многие думаем. Наверное, эти стереотипы присутствовали и в жизни пророка Илии, ведь Бог не всецело открывается человеку за одну встречу, человек возрастает в познании Бога и в вере в Него.

Вот на горе Хорив Синайской гряды в одной из пещер был голос Божий к Илие, как ответ на тайные трудные внутренние вопросы, главным из которых: Боже, ты где? Господь сказал: «Выйди и встань на горе пред Господом — и пройдет там Господь. И ураганный ветер будет рушить горы и валить скалы пред Господом, — но не в ветре Господь. После ветра — землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения — пламя, но не в пламени Господь. А после пламени — тонкий звук безмолвия» (3Царств 19:11-12). Эту цитату я привел из перевода Кулаковского, но смысловые обертоны последних трех слов иногда переводят, как «веяние тихого ветра», «раздался мягкий шепот», «был тихий, нежный голос», «шепот, тихий и тонкий», «звук абсолютной тишины».

Все эти труднопереводимые оттенки Божественного откровения показывают нам, что мы подчас обманываемся, думая, что знаем Бога. Что услышал ревнитель справедливости и победного торжества правды Божией святой пророк Илия там на Синае? Конечно, в этом что-то личное, но и новое поручение от Бога, и дальше будет история другого пророка.

Иконография святого пророка часто изображает его возносящимся на огненной колеснице на небо, как то видел ученик Илии пророк Божий Елисей. Об этом событии написано в четвертой книге Царств. Вихрь, кони, колесница, плащ пророка — сложные образы для краткого толкования, поэтому ограничимся словами святителя Димитрия Ростовского, который подробно описал жизнь святого пророка Илии: «Святой же пророк Божий Илия, на огненной колеснице взятый вместе с плотию на небо, до этих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских. Его видели три святых Апостола во время преображения Господня на Фаворе (Лк.9:30), и опять увидят его обыкновенные смертные люди пред вторым пришествием Господа на землю. Избежавший смерти от меча Иезавели, он пострадает тогда от меча антихристова (Откр.11:3–12), и уже не только как пророк, но и как мученик удостоится в лике святых большей, чем теперь, чести и славы от праведного мздовоздаятеля Бога, в трех лицах единого, Отца и Сына и Святого Духа, которому честь и слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь». СВЯТЫЙ ПРОРОЧЕ БОЖИЙ ИЛИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

Игумен Андрей МОРОЗ, настоятель Свято-Покровского собора г.Кропоткина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!