Начальник отдела культуры Кавказского района Наталья Михайловская отметит юбилей
Каждый в районе, кого касается сфера культуры и смежных отраслей (то есть все), знают Наталью Юрьевну. Более того, немудрено, если наши дедушки или прадедушки были знакомы с ее предками, тоже жившими в Кропоткине.
Наталья Михайловская сорок лет назад пришла на работу в городской ДК и 30 лет возглавляет отдел культуры. Аналогов этому сроку на Кубани нет — документальная истина.
Наталья Юрьевна родом из коренных казаков. В городском музее хранятся данные о том, что улица Комсомольская в Кропоткине до революции называлась Михайловской. На ней трудилась зажиточная семья — владела мельницей, скотным двором. Конечно, крепких хозяйственников после прихода коммунистов начали называть кулаками. Но это уже другая история.
По маминой линии глава Лазовских был атаманом станицы Ильинской. Бежав от советской власти в Кропоткин, семья изменила в фамилии одну букву и стала Лозовскими.
— В нашей семье гордились своим прошлым, верой, приверженностью к казачеству, даже тогда, когда это запрещалось. Мои бабушка и дедушка хранили старинные иконы, соблюдали традиции, обряды, рассказывали внукам о дедах, их подвигах. Мой прадед по маминой линии служил в охране батюшки-царя, и по окончании службы привез подарок императора — супницу. Бабушка из нее потом утят поила. Когда я повзрослела и заметила на приборе вензель царской семьи, поняла, что это за супница, привела ее в порядок и храню как память. Я бережно храню и шаль, которую другой мой прадед привез в подарок бабушке с русско-турецкой войны. Мой дедушка прошел всю Великую Отечественную войну, с первого дня до последнего. Он поздравил своих родных с Днем Победы, но домой так и не вернулся, погиб спустя 45 дней, — поделилась семейными историями Наталья Михайловская.
Отец Натальи Юрьевны всю жизнь работал на железной дороге машинистом, мать — сначала на мясокомбинате, а потом — на химзаводе.
В школе дралась будущий культработник часто — защищала слабых. А вот училась хорошо. Особенно любила литературу и математику. Бойкий характер и смелость в будущем ей тоже очень пригодились.
«Щука» много потеряла
Девочка мечтала стать актрисой. Для этого у нее было все: победы в творческих конкурсах, опыт ведения всевозможных школьных мероприятий, занятия спортом (метание ядра и мотогонки), игра на баяне, танцевальный кружок в клубе имени Ленина, даже в школе она командовала отрядом санинструкторов и стреляла из всех доступных видов оружия.
Маме о мечте стать актрисой и не стоило говорить: она видела для дочки другое будущее, на макаронно-кондитерской фабрике, ведь тогда в ее семье всегда «будет что покушать». А отец дочь поддерживал. Хитростью он аккурат перед вступительными экзаменами в Щукинское училище уговорил жену поехать с дочерью к его брату в Москву. Так Наталья Михайловская подала документы и даже успешно прошла первый тур — читка стихов.
Но мама вскоре раскусила заговорщиков, те получили знатный нагоняй, и все вместе отправились домой. Наталья поступила в торгово-кулинарное училище в Краснодаре. Окончила, вернулась в Кропоткин и пошла работать лаборантом на химзавод.
Однако то, что даровано, не спрячешь. Наталья Юрьевна сразу же приметила, что заводская столовая просторная, и в ней можно смело проводить молодежные вечера. Директор Евгений Петрович Жуков пошел навстречу молодому и активному лаборанту. Через пять лет попасть на эти вечера уже было очень трудно, столько было желающих.
Михайловскую нередко привлекали к выступлениям на городских мероприятиях. Только она на первомайской демонстрации, представляя колонны предприятий, могла с трибуны прочитать и не запнуться: «Химический завод, цех по производству тетрагидрофурфурилового спирта или тетрагидрофурана».
Не работа, а праздник
Талант молодого коммуниста и желание делать людей вокруг себя счастливыми заметили в партии и горисполкоме. Секретарь Виктор Шляховой и начальник отдела культуры Валентина Чигарева предложили Наталье Михайловской работу в городском Доме культуры.
— Вы не поверите, но меня переводом оформили с должности лаборанта химического анализа в методисты Дома культуры Кропоткина. Я только пришла в ДК, а через несколько месяцев город праздновал День советской семьи. Я играла Осень. До сих пор помню свои слова: «Я — осень, пора золотая. Так меня называет молва, в День семьи колосья вплетает…». Генсаныч писал слова. Это был мой первый праздник Дня семьи в 1984 году, — вспоминает Наталья Юрьевна.
Она почти сразу предложила своим новым коллегам: давайте делать выезды на предприятия в рабочий полдень. Концерт в обеденное время поднимет людям настроение. Коллектив возмутился — жили спокойно, а тут она пришла: ставленница партии, «засланец», значит, да еще и без образования. Так Наталья Юрьевна пришла к выводу, что надо учиться. В то время она носила под сердцем второго ребенка, дочку Машеньку.
Было непросто, но постепенно в ДК сформировался новый коллектив, а Михайловская не только получила специальное образование, но и работала с талантливыми и болеющими душой за свое дело мастерами Геннадием Рыкуновым, Александром Переваловым и другими.
Артисты от бога
Своим главным наставником Наталья Юрьевна считает Геннадия Александровича Андреева. На самом деле, фамилия руководителю агитбригады (сценаристу, режиссеру, поэту, сатирику) была не нужна — во всем крае и за его пределами достаточно было сказать Генсаныч, и человек уже знал, о ком речь.
— С Генсанычем мы объездили весь Союз. Когда наша агитбригада приезжала на ВДНХ в Москву, нас на перроне встречали известные артисты-сатирики — Семен Альтов, Анатолий Трушкин, Михаил Жванецкий. Все они были хорошо знакомы с Генсанычем, даже использовали его материалы в своих текстах. После того, как карнавальные шествия в Кропоткине ко Дню семьи стали греметь на всю округу, нашу делегацию начали приглашать помогать устраивать похожие шоу в другие районы и даже регионы. Например, мы с Генсанычем ездили в Геленджик организовывать карнавал к открытию курортного сезона, который теперь славится по всей стране, — говорит Наталья Юрьевна.
Одним из своих достижений она гордится особенно: это скрижали в парке 30-летия Победы. На них написаны имена 6266 погибших в годы Великой Отечественной войны кропоткинцев. Поначалу идею в городе восприняли скептически — а зачем это надо? Ответ пришел уже после открытия скрижалей. Среди сотен бойцов, ушедших в бессмертие, — трое дедушек Натальи Юрьевны. Она показала их имена на скрижалях своему отцу. Он поцеловал родную надпись и промолвил сквозь слезы: «Ну, здравствуй, папа».
Культура начинается с вешалки
По природе творческий человек, Наталья Юрьевна вовсе не обрадовалась, когда ее назначили начальником отдела культуры. Она была не готова оставить любимую работу ради кресла руководителя. Но Генсаныч убедил, что от нее будет многое зависеть, в том числе условия, в которых трудятся культработники, участники коллективов, ведь «культура, как и театр, начинается с вешалки», — говорил Геннадий Александрович.
Однако за 30 лет в должности начальника до конца вырвать себя из творческого процесса Наталья Юрьевна не смогла. В ней до сих пор уживаются два профессионала — руководитель и режиссер. Они вступают в конфликт между собой, ищут компромиссы.
— Как руководителю, ни один строительный подрядчик не сможет мне доказать, что выполнить какую-то задачу невозможно. Папа научил меня прекрасно пользоваться всеми строительными инструментами, и я заранее просчитываю все нюансы уже с этой точки зрения. А мой внутренний режиссер постоянно решает творческие задачи. Недавно мы вернулись из Москвы, где на выставке «Россия» представляли Кавказский район. Мы сделали презентацию, где показывали не высокие технологии, а напротив — помогли посетителям окунуться в далекое прошлое Кубани. Возле нашей делегации на мастер-класс по очистке кукурузы очереди выстраивались, даже иностранцы с телохранителями, — не без гордости рассказала Наталья Юрьевна.
С песней по жизни
Свежа в памяти недавняя победа на конкурсе «Во имя Кубани, на благо России». Наш район подготовил такую презентацию, которая даже в онлайн-режиме покорила судей режиссерскими находками, гармонично объединившими таланты многих творческих коллективов.
— Однажды я обдумывала ход юбилейного районного праздника и ехала за рулем домой, в микрорайон. Пока прокручивала весь сценарий, прикидывала в уме, что изменить, как улучшить, сделать ярче, и не заметила, что уже подъезжаю к Армавиру. Я пришла в себя, развернулась, и обратно ехала, стараясь ни о чем не думать, — смеется Наталья Юрьевна.
Для нее в профессии нет белых пятен, но на молодых специалистов она старается не давить авторитетом — дает возможность воплощать идеи в жизнь, и сама не перестает учиться. В прошлом году она получила второе высшее образование.
Наталья Михайловская никогда не хотела бы родиться в большом городе, и о том, что так и не поступила на актрису в Щукинское училище, не жалеет. Ее судьба тесно переплелась с Кропоткином, с его жителями, даже целыми предприятиями, и они стали для нее самой настоящей семьей.