Отец и оба сына из станицы Темижбекской освобождали Бахмут и Соледар
Отец и два сына Моисеевы из станицы Темижбекской в октябре 2022 года отправились добровольцами в зону СВО. В один день ушли два брата Алексей и Денис, а за ними через четыре дня — Александр Николаевич. Мужчины записались в группу «Вагнер».
— Сыновья мобилизовались, а я что, дома буду сидеть? — вопросом, на который может быть лишь один ответ, объяснил отец.
Старший Денис и младший Алексей вернулись домой через 7,5 месяцев, когда закончился контракт. Александр Николаевич приехал чуть позже. Надо было закончить работу сначала на Соледарском, а после на Бахмутском направлениях. Штурм Артемовска продолжался 224 дня.
Сафари на «Леопарда»
О подробностях боев, буднях на фронте мужчины не рассказывают — остаются верными кодексу компании «Вагнер». Алексей с позывным «Хохотун» был командиром разведывательного подразделения, ходил в штурмы и накаты, после был переведен во взвод огневой подготовки, на орудие «Птур».
— Сначала был «Птур», потом «Фагот», а дальше за хорошую работу нам дали «Корнет». Мы подбивали БТРы, танки их били и «Леопарды», всю нечисть. Позывной «Хохотун» дали за то, что мне все время было «весело», интересно. Страха почти не было. Работал, наверное, на адреналине. А когда ближе к концу дело пошло, и я понимал, что скоро вернусь домой, вот тогда и стало страшно, начал себя беречь, поумнее стал, — поделился 24-летний Алексей.
Со временем бойцы убедились, что против России в зоне СВО воюют 56 стран Запада. Самих украинцев, по ощущениям наших солдат, всего процентов десять, и то они стараются при первой возможности сдаться в плен, а легионеры на Украине просто зарабатывают деньги. Но для бойцов это не имело значения: твердо верили, что победа будет за ними.
Короткая встреча между боями
С братом Денисом, который служил водителем и получил позывной «Бек», сокращенный от «Темижбек», Алексею удавалось видеться, а с отцом связи не было. Однажды Денис приехал в расположение к брату и сказал, что выяснил, где работает Александр Николаевич. На следующий день «Хохотун» должен идти в накат, когда еще увидеться придется? Это было 1 марта 2023 года. «Увиделись, сказали: Как дела? Жив-здоров? Минут двадцать пообщались, а потом разъехались», — короткий рассказ о короткой встрече от Алексея. О чем молчат мужчины, так это о том, что они чувствовали в этот момент. На память осталась фотография — Александр Николаевич, чумазый от работы со снарядами, Денис с автоматом Калашникова наперевес и младший Лешка в экипировке штурмовика.
Александр Николаевич попал «на передок» после обязательного двухнедельного обучения, был поставлен в расчет на гаубице Д-30. Задача стояла одна: взять Соледар. А потом — взять Бахмут.
— Работа есть работа. Я понимал, что каждую секунду могу умереть. Через двадцать дней после того, как я приехал на Украину наш расчет попал под обстрел танка. Я получил контузию, и после этого весь страх как рукой сняло. Рядом снаряды падают, как будто дождь идет, а ты просто выполняешь задачу, — поделился Александр Николаевич.
В этом году ему исполнится 50 лет. На троих с сыновьями у них два десятка медалей, в том числе у каждого государственная «За отвагу», республиканские от главы ДНР и вагнеровские награды.
Дорога домой
По прошествии боевых месяцев, когда отца перебрасывали в относительный тыл, супруга Наталья сообщила ему, что оба сына вернулись домой. Александр Николаевич, зная, через какую мясорубку им пришлось пройти и выжить, наверняка почувствовал, мягко говоря, облегчение. А для корреспондента районной газеты сдержанно описал: «Было весело».
Как все это пережила Наталья, мама и жена, проводившая самых родных людей на войну? Когда мужчины вернулись, то увидели, что мать весит вполовину меньше, чем при расставании.
— Все это время она не могла ни есть, ни пить. Говорит: открою ноутбук, а там фотография мужа и сыновей, — думаю, вдруг они сейчас голодные, как я есть буду? Однажды она призналась, почти не верила в то, что вернутся все трое. Потом, когда уже все вместе собирались за столом, и мужчины рассказывали о том, что пережили, мама просто молча слушала их, — рассказала жена Алексея.
Когда братья вернулись с СВО, то почти сразу женились. Девушки тоже из станицы Темижбекской, отношения зародились уже после возвращения домой. Месяца четыре мужчины привыкали к мирной жизни. Но если там, на фронте, все проще: там противник, тут свои, есть приказ — выполняй, то в тылу они столкнулись с невидимыми, но существенными препятствиями. Год назад бойцов группы «Вагнер» приравняли к ветеранам боевых действий. На деле сбор документов, запросы, процесс оформления удостоверения до сих пор не налажен — забирает и время, и силы, и нервы. Сейчас пройти этот путь семье помогает государственный фонд «Защитники Отечества». Документы уже переданы на рассмотрение в краевые структуры, бойцы ждут положительного решения. После этого можно будет претендовать на положенные государством меры поддержки участникам спецоперации и членам их семей. А пока они хранят в памяти всех своих погибших товарищей, посещают могилы боевых братьев на кладбище, участвуют в автопробегах, приходили на открытие памятника участникам СВО, который ко Дню Победы появился в мемориальном комплексе Кропоткина.