18 июля исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Татьяны Костыриной
За годы Великой Отечественной войны 87 снайперов были удостоены звания Героя Советского Союза, только шесть из них — женщины. Пять — получили звание Героя посмертно, в том числе и наша бесстрашная землячка — Татьяна Игнатьевна Костырина.
На боевом счету снайпера Костыриной 120 уничтоженных фашистов. В бою за населенный пункт Аджимушкай Керченского района пала смертью храбрых, как герой. Родина увековечила память о девушке 16 мая 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Костыриной Татьяне Игнатьевне присвоено звание «Герой Советского Союза» (посмертно). Ее именем названа улица в родном городе Кропоткине. В этом году мы отмечаем столетний юбилей нашей героини.
Так какой же она была — эта совсем юная девушка, чью жизнь оборвала фашистская пуля? В фонде краеведческого музея г.Кропоткина среди прочих фото- и документальных материалов о Т.И.Костыриной хранятся газетные публикации 1985 года под общим заголовком «Снайпер Татьяна Костырина» («Огни Кубани» №№ 10, 13, 18, 20, 21 и 22) за подписью В.Малкина. Василий Максимович Малкин в годы войны знал Татьяну Костырину. Он был политработником 383-й стрелковой дивизии 56-й Армии, а затем Отдельной Приморской дивизии, автором книг воспоминаний «На Голубой линии» и «От Керчи до Севастополя».
Выдержки из этих публикаций помогают «увидеть» девушку со своим характером, взглядами, убеждениями.
Вот как описывает В.Малкин их первую встречу:
«13 июня (1943 года) 383-я стрелковая дивизия вышла в резерв 56-й Армии. Управление дивизии разместилось в садах северо-западнее Крымской, а полки неподалеку — в лесных массивах, раскинувшихся северо-восточнее станицы. В одном из полков проходил учебный сбор снайперов всей дивизии… — Костырина, собрать взвод! — приказал старший лейтенант. — Слушаюсь! — четко ответила Кос- тырина и, отойдя от нас метров на десять, свистнула так пронзительно, что я невольно повернулся: — Ух, ты! Начальник сборов, смутившись, подозвал девушку: — Костырина! Опять этот свист! Устава не знаете? — Так свистом же лучше, товарищ старший лейтенант. Вмиг соберутся! — Не девка, а Соловей-разбойник, — усмехнулся старший лейтенант. — Скажу вам как сибиряк и потомственный охотник: ухватки у нее — чисто охотничьи, однако никого отношения к охотницкому делу прежде не имела, вот что удивительно. Тридцать фрицев на счету — больше всех в дивизии. Отчаянная девушка!».
Биографию Татьяны — коротенькую (да и откуда у столь юной девушки долгое жизнеописание?) — Василий Максимович изложил так:
«Родилась Таня в 1924 году в крестьянской семье. Родители вырастили четырех дочерей, среди которых Таня была старшей. В школе она пела и танцевала в художественной самодеятельности, там же вступила в комсомол. Когда началась война, Костырина сразу решила, что ее место на фронте и для того, чтобы получить военную специальность, поступила на курсы Осоавиахима. Получила значок «Ворошиловский стрелок»… Когда немцы приблизились к Кропоткину, Костырина явилась в военкомат с просьбой направить ее в действующую армию. Ей не было восемнадцати лет, но она проявила такую настойчивость, что военком, спешно набиравший команду для пополнения 383-й дивизии, махнул рукой на законы и включил ее в список… Пришлось расстаться с мечтой о танке: не время было капризничать и показывать характер. Через неделю после первого боя ее перевели в команду снайперов».
Есть в публикации В.Малкина и рассказ о внешности девушки:
«Смеяться или хотя бы улыбаться было потребностью моей юной собеседницы, и когда она это делала, то совершенно преображалась. Я уже не замечал ни ее короткой шеи, ни скуластого, с широким носом и глубоко посаженными глазами лица — она становилась привлекательной, такой, что трудно было отвести глаза. — А где это ты научилась так залихватски свистеть? — У мальчишек. Играли на улице в казаков-разбойников — как в таком деле без свиста обойтись?».
Но игры остались в довоенном прошлом. Поколению, на чью долю выпало суровое испытание войной, пришлось рано повзрослеть, стать не по годам мудрыми, не миновала эта участь и Татьяну. Подтверждение тому следующие строки из материала «Снайпер Татьяна Костырина»: «Она стала сдержанной и посуровела лишь тогда, когда я спросил, не трудно ли ей в армии. Профессия, что ни говори, жестокая: снайпер долго таится, выслеживает, как охотник, цель, а потом, взяв на мушку, хладнокровно убивает. Хладнокровно! Иначе он никогда не попадет…
— Было бы трудно, если бы не чувствовала нашего правого дела. Жалко человека? Да, жалко! Всякого, если даже он враг, — с горечью сказала Татьяна. — Однажды мне в прицел попался красивый молодой немец. Не то что жалко стало его… Не знаю, как это чувство можно назвать, но я на минуту задержалась… Думаю, мало жил и мать у него есть… Пока так думала, он вдруг исчез. Я даже расплакалась от неудачи. Нельзя нам совмещать эти чувства: жалость к человеку и ненависть к врагу! С тех пор дала себе зарок: нюни в бою не распускать!».
Подробно осветил автор последний бой Татьяны Костыриной:
«Преследуя врага, 3-й батальон вышел на рубеж, на котором противник установил плотный артиллерийский заградительный огонь. Полосу заградогня проскочила лишь Костырина и с нею несколько наших бойцов. Они заняли окоп, выбив оттуда врага. Но наших было меньше десятка, а немцев значительно больше. Начался неравный бой. Укрывшись в окопе, Костырина и ее товарищи отстреливались до последней возможности. Костырина стреляла из снайперской винтовки. Потом заменила раненого пулеметчика. Но вот в ленте патроны кончились, и девушка отбивалась с помощью винтовки. Когда к месту боя прорвались бойцы 8-й стрелковой роты, смертельно раненая Костырина успела им лишь сказать: «Родные мои, бейте их… бейте, бейте фашистов…».
В этом ноябрьском* бою вражеская пуля подкосила девушку. Десантники взяли Аджимушкай. В вечерних сумерках под раскаты троекратного ружейного залпа, склонив боевое знамя, хоронил полк свою любимицу, свою героиню.
* В большинстве источников (книги, брошюры, печатные СМИ, Интернет-ресурсы) указывается, что Татьяна Костырина погибла 22 ноября 1943 года; однако в «Именном списке безвозвратных потерь сержантского и рядового состава 691-го стрелкового полка 383-й Краснознаменной дивизии» и в Извещении (о смерти) №1263 от 15.10.1943г. (рассекречены в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года №181) стоит другая дата геройской гибели нашей землячки — 10 ноября 1943 года.
«…Отличный снайпер, на своем боевом счету имеет 120 уничтоженных немецких солдат и офицеров. Любимица батальона и полка… В бою за населенный пункт Аджимушкай Керченского района тов.Костырина уничтожила меткой стрельбой из своей винтовки еще 15 немцев. Будучи ранена, не оставила поля боя, пламенными словами призывала бойцов мстить немецким захватчикам. Бойцы, возглавляемые Костыриной, ломая сопротивление врага, шли вперед. В этом бою тов.Костырина пала смертью храбрых, как герой», — эти слова записаны командиром полка в наградном листе Татьяны Игнатьевны Костыриной от 22 ноября 1943 года.