Насильственная евроинтеграция: как Украину пытаются протащить в Евросоюз

Насильственная евроинтеграция: как Украину пытаются протащить в Евросоюз
Зачем Украину пытаются протащить в Евросоюз? /Фото: телеканал «Краснодар»

Пресловутая евроинтеграция - одно из ключевых требований протестного Майдана 2013 года. После революции, «Крымской весны» и начала военных действий на Донбассе отношения Европейского союза и Украины вошли в новую стадию - стороны подписали Соглашение об ассоциации, которое должно было способствовать интеграции в различных сферах, начиная от культуры и заканчивая безопасностью.

До середины 10-х годов Украина проявляла к партнерству с Евросоюзом сугубо экономический интерес. Страны ЕС были для Киева важным торговым партнёром: в 2015 году более трети экспорта украинских товаров приходилось на страны Евросоюза. Однако по мере ухудшения отношений с Россией, правящая верхушка Украины прилагала все больше действий по евроинтеграции.

В 2019 году Верховная рада законодательно закрепила курс движения на Запад. В Конституции Украины появились строчки о «европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса Украины». Изменились и полномочия президента. Теперь глава государства выступал «гарантом реализации стратегического курса государства на приобретение полноправного членства в Европейском союзе».

Инициатором и активным лоббистом поправок об евроинтеграции Украины закона был Петр Порошенко. Впрочем, выполнить стратегическую задачу скандальный политик не успел. Занявший его место комик, актёр Владимир Зеленский продолжил дело, но, как и предшественник, потерпел неудачу - ему не удалось добиться каких-либо ощутимых результатов в «мирные» годы для Украины.

Начатая Россией в феврале 2022 года специальная военная операция, с одной стороны, сдвинула с мертвой точки вопрос о вступлении Украины в ЕС, а с другой, наоборот, осложнила процесс вступления в Евросоюз. Несмотря на то, что уже спустя неделю с начала прямого конфликта с РФ, Украина получил статус «страны-кандидата», в условиях ведения боевых действий соответствовать заданным критериям стало гораздо сложнее, чем годы назад.

К концу 2023 года Украине все же удалось принять ряд законопроектов, которые требовала от Киева Еврокомиссия. Речь идет о нескольких антикоррупционных законах, которые увеличили штат и полномочия сотрудников бюро по борьбе с хищениями. Тогда же Зеленский подписал закон о национальных меньшинствах (который, к слову, не распространяется на русских).

Европейской комиссии по Украине хватило документального подтверждения борьбы с коррупцией и заботы о малых народах на Украине. Очевидно, что киевские власти не собирались решать эти и другие проблемы, которых у Украины, кстати, сегодня достаточно.

Более того, стремительное ухудшение ситуации на фронте заставило Киев частично отступить от Европейской конвенции по правам человека и ограничить некоторые конституционные свободы граждан. Население лишилось права на неприкосновенность жилища, тайну переписки, свободу передвижения, слова и проведения митингов.

Действующее военное положение развязывает киевским властям руки: государство получает право изымать частную собственность в свою пользу, вводить комендантский час, особые режимы въезда и выезда и другие.

Несмотря на это, кажется, украинский трек начинает подходить к своему логическому завершению. Как сообщает издание Politico, ссылаясь на дипломатов, 25 июня Евросоюз начнет официальные переговоры по поводу принятия Украины в свой состав.

Вероятнее всего, но мы станем свидетелем беспрецедентного процесса, который, по аналогии с «брекзитом» (Britain (Британия) + exit (выход)), можно назвать «юнтри» (Ukraine (Украина) + entry (вход)).

Стремясь показать свою поддержку киевскому режиму, руководство ЕС готово закрыть глаза на несоответствие Киева существующим требованиям. Какой будет реакция других стран-участниц на вступление Украины в ЕС, можно только догадываться.

В настоящее время на этот статус, помимо Украины, претендуют 7 государств: Албания, Босния и Герцеговина, Молдавия, Северная Македония, Сербия, Турция, Черногория. При этом Анкара ведет переговоры о вступлении в состав ЕС более четверти века. Наверняка, «турборежим» Украины, повысившей свой статус с «кандидата» до «участника» всего за 2 года расстроит турецких властей. Более того, это просто бы дискредитировало сам механизм принятия в ЕС новых членов и вызвало бы у стран-кандидатов, десятки лет проводивших реформы, логичный и анекдотичный вопрос: «А что, так можно было?»

Конечно, возможное принятие Украины в состав Евросоюза вызывает много вопрос. Во-первых, какие территории станут частью ЕС? Ведь Киев убежден, что страна должна существовать в границах 1991-го года. Что это, если не увертюра к грядущему вступлению политического блока в военный конфликт с Россией?

Во сколько обойдется Евросоюзу восстановление Украны? Ведь уже сегодня Киев, по сути, полный банкрот. Вряд-ли страны-участницы одобрят условный «План фон дер Ляйен», который поможет стране отстроиться заново за деньги европейских налогоплательщиков. Но если ЕС и решится, то напрасно вкладываться в восточного партнера точно не будет. Не исключено, что Украина, вступившая в блок, превратится в подобие «пшеничной республики» - государство победившего олигархата и беспросветной нищеты.

Есть альтернативный сценарий. Допустим, что Украина все-таки сможет успешно сымитировать развитую страну с высоким уровнем демократии, поддержки меньшинств. Но рано или поздно может произойти откат.

Сегодня ЕС угрожает Грузии отменой безвиза за принятие закона. Что будет, когда в Европе увидят реальные показатели гомофобии, коррупции, неравенства в стране? Сначала приостановление права голоса, затем запрет к использованию фондов, а далее - вопрос о прекращении членства Украины в Евросоюз.

Украина далека от Европы, как бы они не хотели доказать обратное. Но «юнтри» может, действительно, стать беспрецедентным процессом, который в первую очередь, ударит по самому Евросоюзу и, возможно, отвернет тех, кто метит в его состав уже не первый год. «Все кандидаты равны, но некоторые ровнее».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!