Жизнь беженцев с Украины вошла в свое русло на Кубани
Татьяна Купина, библиотекарь поселка городского типа Приколотное, что в Харьковской области, испугалась, когда в 2022 году в библиотеку зашли парни с автоматами и попросили «что-нибудь почитать».
Со временем жители привыкли к виду российских военных — бойцы 101-го Луганского полка не раз наведывались, любили произведения в жанре фантастики и всегда возвращали прочитанные книги.
— У нас мужчины, да и вообще, взрослые, практически не читали, поэтому нам было удивительно, что молодые ребята любят читать. В сентябре начались обстрелы со стороны украинской армии, мы не понимали, что происходит. Пока один солдат не вернул книгу за своего товарища со словами: «Ее брал почитать один парень, его уже нет», — вспоминает Татьяна Купина.
На Украине Татьяна с мужем растили детей, работали. Он — на маслоэкстракционном заводе, она — в школьной и поселковой библиотеках. Двум дочкам сейчас по 11 и 16 лет. В день, когда началась спецоперация, 24 февраля 2022 года жители приграничного с Россией Приколотного обнаружили, что украинской власти больше нет, она убежала. Первыми — пограничники. Потом пришли российские военные. Начала формироваться новая администрация, жители вышли на работу.
— Когда российская армия зашла в наш поселок, и ни один дом или даже окно не пострадало. А 9 сентября 2022 года со стороны Украины начались сильные обстрелы поселка. Российская армия к тому моменту уже оставила позиции, предупредив, что нужно выехать, пересидеть. Когда мы увидели колонны украинских танков, то за пару дней собрались и выехали, — вспоминает __Татьяна__.
Приграничный поселок оказался ближе к России во всех смыслах. Семья Купиных пересекла границу, за-хватив с собой немного вещей и документы. Супруги с детьми оставили позади налаженную жизнь, работу, друзей, дом. В пункте временного размещения в Ейске они получили гражданство и впервые услышали свой статус: «граждане Российской Федерации из Украины».
— Куда ехать, в Россию или на запад Украины, перед нами такой нас вопрос не стоял. Наши регионы всегда были чужими друг для друга. У жителей Западной Украины свои праздники и герои, язык. Практически все, с кем мы дружили в поселке, уехали в Россию. Моя родня из Харькова отправилась во Львовскую область и столкнулась с тем, что для беженцев не было организовано никакой помощи. Они были вынуждены снимать квартиру за тысячу долларов. Для украинцев мы предатели. Нам звонили, угрожали, обвиняли. Поэтому куда нам было бежать, как не в Россию? — ответ для __Татьяны Сергеевны__ очевиден.
Сегодня у Купиных жизнь вошла в свое русло. И Татьяна, и супруг нашли работу, живут в гостинице, номер помогает снимать местная администрация. Дочери учатся в школе. Старшая в следующем году пойдет в 11-й класс. Иногда из родного поселка просачиваются новости: несколько дней назад школу, где училась Татьяна, а после и ее дочки, сровняли с землей.
— Это все началось не вчера, и даже не в 22-м году. Мы замечали перемены с 2014-го. В нашем русско-язычном регионе вдруг стали преподавать в школах на украинском языке, даже физику и химию. Президент-актер — это страшно. Пока в поселке стояли русские, у нас показывали два телеканала — украинский и российский. За десять лет мы не видели таких страшных роликов, которые публиковали на украинском ТВ: и про убийства российскими военными мирных жителей, и про изнасилованных бурятами и чеченцами женщин. После пары часов такой пропаганды и сам во все верить начнешь. Это страшно. На Украине готовились к войне. Перед началом российской спецоперации бывшие участники украинской АТО собирались встречать 8 Марта на Красной площади, мы это слышали. Насчет СВО разница была в том, кто первый начнет, — убеждена __Татьяна__.
Женщина мечтает вернуться в родной поселок, когда все закончится. После пережитого, даже если в молодости и хотелось покорить Москву, теперь родной дом сердцу милее. Хотя, возможно, придется задержаться на Кубани, дочерям нужно окончить школу. Но главное, чтобы был мир.