Провал операции «Зимняя гроза»
Это событие ознаменовало окончание попыток вермахта переломить в свою пользу ход Сталинградской битвы.
Окружение немецких войск под Сталинградом в ходе контрнаступления советских войск начавшегося 19 ноября 1942 года вызвало жесточайший оперативный кризис всего южного крыла Восточного фронта. В первые недели после образования Сталинградского котла, Гитлер и ОКХ рассчитывали, что ситуацию удастся исправить с помощью деблокады котла, не допустив обвала всего фронта. Несмотря на то, что Гитлер объявил Сталинград «крепостью», а Геринг пообещал снабжать 6-ю армию Паулюса по воздуху, военное руководство Германии понимало, что без снабжения окруженные рано или поздно будут полностью разбиты.
Поэтому с конца ноября немцы спешно собирали имеющиеся танковые резервы и создавали группу армий «Дон», которую возглавил спешно вызванный фельдмаршал Манштейн. Немцы рассчитывали, что, как и в ряде похожих случаев, у них получится прорвать фронт окружения за счет массированного применения танковых частей, которые уже не раз прорывали советский фронт. Предстояло пройти почти 100 километров до окруженных, у которых не было сил для мощного встречного удара. Операция получила громкое название «Зимняя гроза».
Советское командование ожидало деблокирующего удара немцев и с конца ноября вело подготовку к его отражению. 12 декабря 1942 года решающее немецкое наступление началось в районе Котельниково. В атаку пошло более 200 танков, которые прорвали оборонительный рубеж и стремительным броском вышли к реке Аксай. За танковым кулаком 4-й танковой армии Гота двигались колонны с припасами для Паулюса. Для купирования прорыва войск Манштейна навстречу немцам была брошены оперативные резервы, которые ценой неимоверного героизма, ярко описанного в романе Юрия Бондарева «Горячий снег», затормозили продвижение немцев и дали время для подготовки линии обороны на реке Мышкова. Решающую роль здесь сыграла 2-я гвардейская армия, которой командовал будущий маршал Родион Малиновский.
Когда потрепанный немецкий танковый клин, потеряв часть танков, дошел до новой линии обороны на реке Мышкова, прорвать ее он уже не смог, хотя до окруженных оставалось всего 30 километров. Все усилия оказались тщетны – танковый кулак разбился о героизм советского солдата. Уже 24 декабря после понесенных потерь и ухудшения ситуации на других направлениях, создавших угрозу флангам и тылам группы армий «Дон», Манштейн был вынужден отказаться от плана прорыва и начал отступление, которое подписало окончательный приговор 6-й армии Паулюса. Позднее, Манштейн списывал свой провал как полководца на Гитлера, который отказался отдать приказ на встречный прорыв Паулюса, но фактически, Манштейн сам увяз в обороне советских войск, а также недооценил скорость нарастания угрозы флангам группы армий «Дон», которую формировали наступательные действия советских войск на других направлениях.
Началась финальная агония сталинградского котла, которая потрясет до основания вермахт и всю нацистскую Германию. Именно провал операции «Зимняя гроза» ознаменовал окончание попыток вермахта переломить в свою пользу ход Сталинградской битвы. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной Войны свершился.