Железнодорожники убеждены, что большой вокзал в Кропоткине и маленькие станции до Краснодара, — это единый архитектурный комплекс
Земля, вдоль железной дороги, отведенная для защиты населения от крушения поездов, чрезвычайных происшествий, живет своей жизнью. Ее история интересная, любопытная, а то и интригующая.
Дом с вековым прошлым
На станции нас встретили настороженно. Охранники окружили редакционный автомобиль, потребовали документы, стали задавать вопросы: к кому приехали? зачем? что будете делать?
— Это ко мне, — выручила Ольга Дмитриевна Раменская. Она проживает в старинном доме и пригласила корреспондента, чтобы рассказать о неизвестных достопримечательностях станции. По дороге к своему дому информировала о том, что Милованово зарезервировано, то есть временно закрыто. Электричка и транзитные поезда останавливаются, но станция не функционирует. Билеты не продают, пассажиров на перроне нет.
В ста метрах от станции находится старинный жилой дом из красного кирпича, он интересен тем, что построен 121 год назад, скорее всего одновременно с железнодорожным объектом Милованово и может представлять историческую ценность районного значения. Жильцы это понимают и хотят обратить на данный факт внимание общественности и представителей культуры.
— В этом доме выросла и я с братом, и моя соседка Татьяна Галкина, бывший начальник станции. Наши родители получили служебные квартиры. Они трудились на железной дороге: мой отец — старшим электромехаником, Татьяны — дежурным по станции. Они из потомственных железнодорожников. В годы перестройки мы приватизировали квартиры, — уточнила Ольга Дмитриевна.
Вот это потолки
Даже при первом взгляде понимаешь, что дом строили очень давно. Добротная кладка, высокие под четыре с половиной метра(!) потолки. Стены толщиной в полметра, двери из добротного дерева, которое до сих пор не источили насекомые-вредители. Куда не посмотри все не так, как в современной архитектуре. Удивляет, порой восхищает, заставляет задуматься: разнообразна наша Россия!
— Сейчас так не строят, — вступила в диалог Татьяна Викторовна Галкина. — Я измучилась, пока старые деревянные рамы поменяла на пластиковые. Мастера отказывались работать. Они не могли ни распилить добротное, пропитанное каким-то спецсредством дерево, ни вынуть рамы из проемов. Еле справились. А как прохладно в комнатах даже в сильную жару! Дом рассчитан на четыре хозяина по две комнаты на каждого владельца. Но здание не газифицировано. Его и сейчас отапливаем дровами. У жильцов были летние кухни, где готовили пищу. Добротный погреб до сих пор служит.
Ольга Дмитриевна с той самой соседкой Татьяной Викторовной охотно показали хранилище, сараи на дореволюционных засовах.
Но современный уклад пришел и сюда. Татьяна Викторовна снесла старую кухню и построила кирпичную комнату со всеми удобствами, у нее — паровое отопление. Под навесом, перед входом в жилое помещение, получилась еще одна комната. Большой стол, диван и кресло, а в углу — печь на баллонном газе. Такой уют создала женщина на земле полосы отчуждения.
«Милованово» потеснило железнодорожников
В 1943 году, при отступлении, немцы взорвали здание станции. Об этом вспоминал, ветеран Великой Отечественной войны Василий Гудков:
«Наша часть одной из первых вошла в станицу Казанскую. Шли через станцию, которая стояла невредимой. Уже в станице услышали сильный взрыв. Оглянулся — полыхает вокзал». (Краткий исторический справочник общества историков-архивистов г.Кропоткин. 2016 г.).
Так погибло уникальное архитектурное сооружение, напоминающее железнодорожный вокзал на станции Кавказская.
— Жилища железнодорожников потеснили — комнаты, выходящие окнами на вокзал, забрало управление дороги под станционные помещения. Нас отделяла только стена. Слышали шум, диалоги людей, гудки паровозов, — вспоминает Ольга Раменская, — Мы, дети, воспринимали это романтично. Взрослые понимали неизбежность возникших неудобств. Пошли навстречу своему руководству, только бы станция функционировала, железная дорога действовала.
Квартиранты задержались до 1980 года, когда отстроили новое здание станции.
Самая красивая железнодорожная ветка
Тут мои собеседницы заострили внимание на уникальном архитектурном решении здания вокзала станции Кавказская в Кропоткине. Они убеждены, что большой вокзал в Кропоткине и маленькие станции до Краснодара выполнены в одном стиле. Это можно увидеть на фотографии, где изображен вокзал на разъезде Двубратский. Так выглядело и здание станции Милованово до взрыва.
Железнодорожный комплекс возводился практически в одно и то же время. Вокзал в Кропоткине, как писал краевед А.А.Пташник в своем сборнике «История Кубани и Кропоткина» X-XXI вв, был сдан в эксплуатацию в 1903 году. Жилой дом для железнодорожников в станице Казанской построен в 1902 году. Это зафиксировано в документах краевого БТИ. Значит, есть основание полагать, что и станция Милованово возводилась в эти же годы. Сегодня об этом негласно говорит здание туалета на вокзале в станице Казанской, уцелевшее в 1943 году от взрыва. Специально сфотографировала кладку, подоконники, угловой орнамент строения. С той поры сохранились только санузел и багажное отделение.
Вокзал в городе Кропоткине восстанавливали после фашистской оккупации. В 1951 году он был расписан художником Л.Э.Фейнбергом по проекту Е.Е.Лансере, который проживал на Кавказе, бывал на станции Кавказская проездом. К сожалению, нам неизвестно имя архитектора, по замыслу которого сделан проект здания вокзала. Только короткая запись в музее о том, что выполнен петербургским архитектурным бюро. Подробности хранят столичные архивы. К сожалению, туда не просто попасть, но кропоткинские архивисты не теряют надежду поработать в этих хранилищах, отыскать интересующие сведения. Здание вокзала в Кропоткине по решению крайисполкома (№333 от 16.05.1979г.) признано объектом культурного наследия регионального значения и подлежит государственной охране.
Официально не доказано, что маленькие станции-переезды от Кавказской до Краснодара возводились как комплекс с вокзалом в Кропоткине. Это предстоит изучить, но сама история гласит, что они уникальные объекты начала прошлого века. И одно это заслуживает внимания к ним.
Послесловие
Какие были славные мастера своего дела! Вот уж точно говорится: строили на века.
Жаль, что станция Милованово сейчас в запущении. Там, где красовался газон, благоухали цветы, вырос лес. Дикая акация разрослась так, что поселились зайцы. В высокой траве можно столкнуться с ужом или гадюкой. Полоса отчуждения, так называют землю от станции до жилого поселения, нуждается в хозяйских руках.