Старейшее предприятие района — Кропоткинская типография сегодня оснащена новым полиграфическим оборудованием и производит продукцию высокого качества
Чем отличается ризографная печать от офсетной, как правильно научиться владеть… «ножами» и как фольга связана с дипломными работами студентов района.
Из истории
Прообразом Кропоткинской типографии стало полиграфическое предприятие владельца Михайлова, которое начало свою деятельность 27 ноября 1907 года, где было всего два станка – печатная машина альбомного формата и «бостонка».
В то, дореволюционное время, типография обслуживала мельницы, винокуренные и сахарные заводы, сотрудниками предприятия изготавливались афиши для цирка, бухгалтерские книги, визитные карточки и бланочная продукция. Важной вехой в истории городского печатного производства стали 30-е годы, так как в тот период стала издаваться газета «За Коммуну». В 1962 году было возведено новое здание типографии на улице Красная,131, где она располагается и по сей день. Внедрение офсетной печати на предприятии началось в 1994 году. Именно в этот период Кропоткинская типография встала на один уровень с высокопроизводительными полиграфическими компаниями.
Могут все
Руководитель типографии Елена Рудник на посту с 2018 года. Именно она дает ход полиграфическому циклу работ, принимая заявки в «Столе заказов».
— Хоть я и относительно недолго являюсь заместителем генерального директора ООО «Редакция газеты «Огни Кубани» по производственно-полиграфической деятельности, но все же небольшой вклад в развитие типографии совершить успела. Так, было приобретено оборудование для цветной печати и ряд других приборов для выпусков широкого спектра продукции. Все это позволило нам стать универсальным предприятием, выполнять все виды печатных работ, — ввела в курс дела Елена Валерьевна.
В данной отрасли конкурентов у городской типографии довольно много, поэтому основная задача — удержание постоянных клиентов и привлечение новых.
— Для этого мы используем гибкую ценовую политику. Нам удалось сохранить цены на самом низком уровне по сравнению с типографиями из соседних районов. Предприятие изготавливает различную продукцию: бланки, этикетки, журналы, книги, обложки, брошюры, календари, визитки, плакаты. Чаще всего с запросами обращаются по поводу изготовления бланков и журналов, штампов любой сложности, — объясняет Елена Валерьевна.
Тайны компьютерного цеха
Компьютерный цех — первый этап производства любой печатной продукции. Здесь работают старожилы Кропоткинской типографии, графические дизайнеры Татьяна Калинина и Николай Белоногов. Именно они набирают необходимый текст, выводят его, чтобы отправить в печать. Также специалисты выполняют дизайн визиток, сертификатов, брошюр.
Татьяна с гордостью продемонстрировала работу новенького «Konica Minolta» — лазерного принтера, на котором можно качественно копировать, сканировать и выводить в печатном виде заказанную продукцию.
— Мой стаж работы в типографии — 16 лет. На новом принтере работаю относительно недавно — около четырех лет. На этой машине можно печатать все: от этикеток и визиток до книг и журналов. По сути — это принтер промышленного масштаба, — рассказывает сотрудница.
Ее напарник Николай занимается набором текстов на компьютере, а также изготавливает печати и штампы любой сложности, отливает оттиски. При помощи принтера сотрудник давно отточенными до автоматизма движениями рук перенес на кальку — полупрозрачную бумагу — рисунок, выбранный одним из клиентов типографии.
— Николай — хороший специалист, уникальный. Почему? Он запросто может отрисовать, создать необходимый рисунок самостоятельно, — с гордостью говорит руководитель типографии.
Следующий этап: печать
В городской типографии ее производят в двух видах: на ризографе (трафаретной печати) и офсетной печатной машине. Молодой сотрудник предприятия, оператор оборудования цифровой печати Ольга Липатова с готовностью продемонстрировала работу на небольшом цифровом дупликаторе японской компании Riso, подняв крышку ризографа и аккуратно поместив на гладкую поверхность образец бланка на бумажном носителе.
— Дупликатор выполняет функцию больших цифровых принтеров, которые применяют метод трафаретной печати. Работать на нем предпочтительнее, когда требуется за короткое время сделать небольшой тираж форматной продукции — A3. Это могут быть, как рекламные листовки, так и любого рода бланки, — простыми словами объяснила Ольга.
Мастер-печатник
В чем же отличие продукции ризографа от офсетной печати?
Оказывается, в качестве и большем количестве тиражей. А за это в ответе — печатник городского предприятия Виктор Бойко, работающий уже второй год в офсетном цехе.
— Несмотря на то, что Виктор трудится в типографии относительно недавно, он показывает высокие результаты производительности, схватывает знания, что называется, на лету. Зарекомендовал себя, как настоящий профессионал и мастер своего дела, — такую характеристику печатнику дала Елена Рудник.
Главная достопримечательность офсетного цеха — внушительных габаритов офсетный печатный станок. Он предназначен для выпуска большого количества готовой продукции за короткое время. В Кропоткинской типографии устройство — двухкрасочное.
В руках Виктора огромная стопка бумаги — оттисков и кальки, которые выводят графические дизайнеры. Для того чтобы напечатать продукцию на офсетной машине, ему необходимо прикрепить оттиск к матричной пластине из металла (перед этим нужно подобрать необходимый размер листа и засветить его в копировальной камере). Готовую пластину печатник прикрепляет на офсетный барабан станка и под грохочащие звуки работы устройства листы проходят две печатные секции. Каждая отвечает только за один цвет краски: например, черный плюс один дополнительный, субтрактивный основной цвет. Шаблон крепится на небольшой вал и происходит чудо — изображение постепенно покрывается краской во время настроечной печати. Когда она переходит в основную фазу, то лист переносится на валик с резиновым покрытием, после чего уже на лист-носитель. Валы вращаются с одинаковой скоростью, так что их поверхности контактируют друг с другом без скольжения. И — вуаля, с правой стороны устройства выходит уже готовая продукция!
В обязанности Виктора Бойко входит и размотка бумаги из первоначальных роликов (рулонов) в листы А1 формата, один из которых весит, в среднем, 300-400 кг. Конечно, не своими силами, а с помощью размоточной машины. После печатник разрезает готовую продукцию на листы нужного формата, чаще всего — A3.
Искусство владения «ножами» и фольга для дипломов
Вот мы и подошли к последнему этапу работы в типографии, — цеху переплетчиков. Здесь руками переплетчиков Татьяны Неустроевой и Каринэ Бондаревой идет сбор напечатанной продукции. Их брошюруют, клеят и сшивают. Каждый заказ, пришедший из предыдущих цехов — пронумерован с указанием тиража, вида бумаги и способа склеивания или сшивания.
Недавно, как пояснила Татьяна, пришел заказ формата А3. А его нужно сделать под гораздо меньший формат. Что делать? Все просто. Нужно воспользоваться специальным оборудованием для резки, которое называют в Кропоткинской типографии — «ножами» или правильное его название — гильотинный нож. Несколько секунд на стволе устройства — и бумага разрезана на крохотные листочки.
Сшивается печатная продукция на проволокошвейной машине с использованием заранее заготовленных скрепок. «Проволокошвеек» в цеху — две. Одна из них предназначена для скрепления более толстых изданий, например, журналов, другая — для тонких брошюрок.
Только сшивания недостаточно — продукцию нужно склеить. С этим прекрасно справляется низенькая термоклеевая машина — устройство, которое скрепляет заранее подобранные печатные блоки методом крепления термоклея. Он, в свою очередь, приклеивается к обложке.
Это не все секреты цеха — здесь есть аппарат для золотого тиснения.
— К нам часто обращаются студенты районных учебных учреждений с просьбой изготовить обложку для дипломных работ. Чтобы сделать золотое тиснение названия, наши переплетчики используют данный аппарат, — поясняет Елена Валерьевна.
Для этого нужны золотая фольга и специальное клише, которое выполнено из металла. Пластину с буквами, например «Удостоверение», кладут в устройство, сверху — блестящий отрез фольги, далее прижимают горячий пресс и золотой оттиск на обложке работы готов. Затем продукция отправляется на брошюровку, то есть сшивание отдельных печатных листов. После этого заказ отправляется клиенту.
Не согласится ли со мной любезный читатель, что печатное производство не зря считается трудоемким и сложным процессом?
Кропоткинская типография производит:
Бланочную, журнально-книжную продукцию, этикетки брошюры, визитки, наклейки, печати и штампы.
Адрес: г.Кропоткин, ул.Красная,131.
Тел.: 8 (861-38) 7-23-29 (стол заказов).