В Краснодарском крае возросло число подростковых суицидов

В Краснодарском крае возросло число подростковых суицидов

За каждым случаем подросткового самоубийства стоит личная трагедия, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

Пойти на самоубийство, когда жизнь только-только начинается…

Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личностных, социальных и творческих конфликтов.

Как предотвратить непоправимый поступок подростка, почувствовать в его поведении опасность, вовремя остановить? Об этом мы разговариваем с заместителем главы района по социальной политике администрации района, председателем комиссии по делам несовершеннолетних Светланой Филатовой.

— Известно утверждение, что подросток решается на самоубийство не с целью уйти из жизни, а наоборот, обратить внимание на свои проблемы, с которыми он не может справиться сам. Что говорит Вам опыт работы с несовершеннолетними?

— Единой теории, объясняющей природу самоубийств, причин и мотивов, нет. Но среди множества концепций выделяются три основные: психопатологическая, психологическая и социологическая. Психологи сходятся во мнении, что ни один суицид не происходит внезапно — человек приходит к этому постепенно: сначала мысли, намерения, затем высказывания, угрозы, попытки покушения. Потому именно профилактика суицидальных проявлений считается главной в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Эксперты называют основными причинами самоубийств — психические нарушения (депрессия, проблемы личности, алкогольная или наркотическая зависимость или шизофрения), порой, вызванные ими усугубленные физическими заболеваниями.

Районные специалисты проходят профессиональное обучение, постоянно получают рекомендации из краевой комиссии по делам несовершеннолетних. Со школьниками работают 32 педагога-психолога. Кстати, Кавказский район первым укомплектовал штаты профессиональных психологов в каждой школе — что немаловажно. Это большая команда професси­оналов, которая работает с несовершеннолетними и родителями по формированию жизнестойкости. Но мы прекрасно понимаем: ввести ставку психолога — это еще не все, необходимо, чтобы он имел высокую квалификацию, которая помогла бы ему выявить тревожное состояние, суицидальное настроение ребенка.

Психолог, действительно, должен быть профессионалом своего дела. Каждый четвертый специалист наших школ прошел курсы повышения квалификации. В районе образован Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды, который возглавляет Галина Шконда. Мы в теснейшей связи со специалистами этой краевой структуры. Коллективом школьных психологов руководит опытнейший специалист — психолог лицея №3 Елена Качурова. Педагоги общаются, делятся знаниями, обучаются, советуются, поскольку невозможно работать только по методичке и не учитывать ситуацию дня. Ведь суицидальное поведение подростка непредсказуемо и требует особого индивидуального, нешаблонного подхода.

— Светлана Викторовна, время меняет детей. Сложно ли сегодня работать с современными подростками?

— Они развиваются… В век Интернета психологические тесты, ответы на них находятся в свободном доступе и наши дети, изучая основы психологии, общаясь со специалистом, могут обмануть психолога. Поэтому наш психолог должен иметь не просто квалификацию, а суперквалификацию.

— Если три-четыре года назад волна детских самоубийств пришла от экстремистской организации «Синий кит», то сегодня…

— А сегодня по нашим наблюдениям случаи суицида связаны с обстановкой в семьях, куда не всегда можно заглянуть. Семейные проблемы часто находятся за семью замками. Внешне благополучный ребенок приходит в школу, обучается, общается со сверстниками, а потом уходит домой. А что происходит за этой дверью? что его тревожит? мучает? Каковы отношения между родителями? существуют ли определенные заболевания? нет ли деспотичного отношения к ребенку? Очень много моментов выясняется уже после того, как произошла трагедия или попытка самоубийства.

— Как донести эту, вполне реальную опасность до родителей?

— Мы проводим родительские собрания, беседы, консультации, тренинги. Объясняем, что должен замечать родитель в психоэмоциональном состоянии ребенка, его внутреннем мире. Родители получили некие маркеры суицидального поведения, они имеют телефоны служб, куда могут обратиться за помощью, в том числе и анонимно. Волонтерами распространены 5600 памяток, направленных на формирование ответственного отношения к охране жизни и здоровья детей. С начала учебного года все чаще школы реализуют так называемые программы воспитания, куда включены и специальные мероприятия по профилактике суицида. Осенью школьными психологами района оценено психоэмоциональное состояние 8000 учеников 5-11-х классов, и выявлено пять детей, которым было необходимо дополнительное внимание со стороны психологической службы. В 2022 году обследовано 400 ребят из замещающих семей на предмет выявления склонности к суицидальному поведению, оценки социального климата. Родители прошли обучение по повышению педагогической компетентности.

— В каждом подростковом коллективе были и есть лидеры, задиры, готовые обидеть более слабого. Сегодня это называется буллингом — травлей.

— Социально-психологическая служба и классный руководитель следят за психологическим климатом в ученических коллективах. Педагоги используют методику для различных возрастных групп. Дети должны быть всегда в поле зрения учителей, чтобы не допустить крупных конфликтов. Диалог! Важен диалог родитель-ребенок, родитель-педагог. И не только учителя школ, но и сотрудники учреждений культуры, спорта, дополнительного образования обращают внимание на эмоциональное состояние ребенка, его внешний вид, наличие у него повреждений.

— Интернет-увлечение не всегда играет положительную роль в развитии ребенка. Существуют ли специалисты в районе, отслеживающие интересы подростка в социальных сетях?

— Есть такое направление. Отдел молодежной политики мониторит сеть Интернет на предмет выявления деструктивных групп в социальных сетях, склоняющих несовершеннолетних к суицидальному поведению. Таковых материалов с принадлежностью к нашему району не обнаружено.

По официальной статистике, каждый год в мире кончают жизнь самоубийством 1100000 человек, из них 30 тысяч русских.

— К сожалению, в этом году мы пережили потерю одного юноши, это был суицид. Есть ли у нас информация о причинах самоубийства 15-летнего школьника?

— Пока никаких комментариев дать не могу, поскольку этим трагическим случаем занимается следственный комитет. Одно скажу, мальчик был очень способный, прилежного поведения, неконфликтный, очень увлекался психологией. Его уважали одноклассники, он всегда имел свое мнение и к категории «ведомых» подростков не относился.

И еще один суицидальный эпизод произошел в прошлом году: девочка пыталась отравиться медикаментами. К счастью была спасена, прошла курс стационарного лечения в специализированной клинике, с ней и родителями ведут работу психиатр и психолог.

Как председатель комиссии по делам несовершеннолетних, как женщина и мать я неустанно говорю всем участникам процесса профилактики правонарушений несовершеннолетних: мы обязаны организовать социально-психологическую работу с детьми
в образовательных учреждениях на высшем уровне. Мы должны сберечь все детские жизни.

Беседовала Марина Смирнова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!