Частота самоубийств среди молодежи в течение последних двух десятилетий увеличилась

Частота самоубийств среди молодежи в течение последних двух десятилетий увеличилась
Елена Качурова, школьный психолог лицея №3 г.Кропоткина

Чаще всего попытки сведения счетов с жизнью среди подростков спонтанные, совершенные на высоте эмоций. Почти всегда демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: «Обратите на меня внимание! Поймите меня!». И крик — нам, взрослым.

По данным Всемирной организации здравоохранения во всем мире, самоубийство входит в пятерку наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе лиц от 15 до 19 лет, около 20% самоубийств приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

Попытки суицида совершаются 5-8% подростков, мысли о самоубийстве посещают 25% юношей и девушек. Существуют сезонные пики осенью/зимой, объясняющиеся обострением депрессивных расстройств. Гендерная специфика суицидального поведения прослеживается с периода полового созревания — юноши чаще предпринимают попытки, приводящие к смерти.

Причины суицидального поведения у детей и подростков

К основным причинам суицидального поведения несовершеннолетних современные психотерапевты относят:

— переживание эмоций обиды, одиночества, отчужденности и непонимания (безразличие окружающих, черствость);

— действительную или мнимую утрату любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

— конфликты с родителями, внутрисемейные конфликты, обусловленные неблагополучием в семье в связи с пьянством родителей, разводом, жестоким отношением к ребенку, психологическим и физическим насилием;

— боязнь позора, насмешек или унижения (неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации);

— страх наказания, нежелание извиниться;

— любовные неудачи (отсутствие взаимопонимания или ответного чувства со стороны представителей другого пола), половые эксцессы, незапланированная беременность;

— желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

— сочувствие или подражание товарищам, героям из книг или фильмов — копирование поведения;

— проблемы взаимоотношений с друзьями (конфликты со сверстниками и друзьями) и учителями (бестактное поведение отдельных педагогов, конфликты с учителем);

— употребление психоактивных веществ (алкоголя, наркотических веществ);

— трудности, связанные со школой, страх перед экзаменом (боязнь ЕГЭ, низкий уровень сдачи экзамена);

— низкая самооценка, трудности самоопределения, родительский прессинг (касается поступления в вуз, получения престижной профессии).

Как распознать суицидальное поведение

Суицидальным попыткам предшествует депрессия, отгороженность от окружающих. У дошкольников снижается заинтересованность играми, просмотром мультфильмов, вкусной едой. Они становятся вялыми, апатичными, замкнутыми, предпочитают одиночество, могут подолгу сидеть, лежать без физической активности. Дети не хотят посещать детский сад, отказываются от встреч с друзьями, исчезает увлеченность занятиями, которые раньше приносили удовольствие. Депрессия проявляется вегетативными, двигательными расстройствами: возникают боли различной локализации, нарушается сон, аппетит, функции пищеварения. Мальчики чаще становятся раздражительными, девочки — слезливыми, подавленными. Смерть понимается как временное явление, «сон».

Школьники выражают тему самоубийства в рисунках, придуманных историях. Нередко рассказывают о способах суицида, их преимуществах, недостатках. Возможность смерти обсуждается с родителями, дети инициируют разговоры об опасности лекарств, удушья, падения из окна. Нет заинтересованности настоящим и будущим, увлеченности планами летнего отдыха, проведением Нового года, дня рождения. Дети и подростки выглядят вялыми, уставшими, речь, движения часто замедлены, иногда сменяются тревожной суетливостью, раздражительностью, плачем, рыданиями.

Подростки более открыто выражают суицидальные мысли. Возможны фразы «не хочу жить», «лучше я умру», «жизнь закончится». Одержимость смертью проявляется стремлением просматривать фильмы, читать истории о самоубийцах, способах реализации суицида. Тема смерти отображается в стихах, рисунках, других видах творчества. Формируется эмоциональная отчужденность от родственников, друзей, формально отношения могут быть стабильными, посещение школы регулярным. Эмоциональная неустойчивость часто проявляется грубостью, агрессивностью. Возможны уходы из дома, увлечение опасными для жизни занятиями, равнодушное отношение к собственному внешнему виду, мнению окружающих.

Детский суицид — это то, чего практически всегда можно избежать. Главное, что для этого необходимо — это вовремя заметить тревожные сигналы. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотить свое решение в жизнь за считанные часы.

Как правило, подобное решение зреет в голове у ребенка не один день, и даже не неделю. Внимательные родители ни за что не оставят без внимания изменившееся поведение их ребенка.

Вы можете заметить признаки готовящегося самоубийства у детей: снижение успеваемости; ограничение общения; снижение уровня интересов; подавленное настроение; проявление раздражительности, угрюмости; потеря аппетита или чрезмерное обжорство; бессонница; суицидальные высказывания, угрозы суицида; приведение своих дел в порядок; прощание с друзьями и выражение благодарности.

Всегда обращайте пристальное внимание на следующие факторы, свидетельствующие о том, что возможен детский и подростковый суицид:

1) Разговоры ребенка о самоубийстве, нездоровые фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в фильмах, новостях.

2) Появление у ребкнка литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете.

3) Попытки ребёнка уединиться. Стремление к одиночеству, отказ от общения не всегда свидетельствует о предрасположенности к самоубийству, но всегда говорит о моральном дискомфорте ребенка.

5) Тщательно маскируемые попытки ребенка попрощаться с вами — непривычные разговоры о любви к вам, попытки закончить все свои дела как можно быстрее.

6) Дарение своих любимых и наиболее ценных вещей, с которыми он раньше не расставался, друзьям.

Советы родителям

Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию:

— Для ребенка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого родителя являются мощными ободряющими средствами.

— Внимательно выслушайте подростка. Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? К кому из окружающих твои проблемы имеют отношение?».

— Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, а также глубину эмоционального кризиса. Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план — знак реальной опасности.

— Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

— Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.

— Давайте больше позитивных установок, так как в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.

— Не старайтесь шокировать или угрожать ребенку, говоря «пойди и сделай это».

Самое главное — покажите своему ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почувствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите его в том, что безвыходных ситуаций не бывает! Помогите ему увидеть этот выход.

Е.Качурова, школьный психолог лицея №3 г.Кропоткина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!