Школьный выпуск конца 80-х: комсомольцы, футбол и «Бурда-моден»
«Не важно, кто кем работает, важно то, что мы стали хорошими людьми», — выпускница СОШ №44, а сегодня ее директор, Наталья Радченко бережно перелистывает альбом, который одноклассники собрали из фотографий и воспоминаний к 35-летию выпуска.
Школа №44 им.П.Г.Поветкина была основана в 1912 году в х.Романовском. Почти 100 лет она носила имя А.В.Луначарского, а народ ее величал «Луначарка».
Они дружат до сих пор, встречаются даже не один раз в пять лет, а чаще, когда оказываются в одном городе.
— После третьего класса нашей учительницей стала Эмилия Степановна Самарская. Она называла нас «любимые мои труляляточки». Ей удалось за короткий срок сделать невообразимое: сдружить нас так, что мы долгие ходы храним нашу дружбу. Эмилия Степановна учила нас защищать друг друга, говорила, что мы — одна семья. К сожалению, через полгода она ушла из жизни, — с горечью вспоминает Наталья Валерьевна.
Классные руководители менялись, но дети при этом были самостоятельными: собирали макулатуру, творили добрые тимуровские дела, помогали старшим, были участниками отряда юных друзей милиции, всегда навещали могилу Эмилии Степановны.
Из Москвы приехала молодая учительница Людмила Ивановна Тюрина и получила руководство в шестом классе железнодорожной школы №44 имени Луначарского.
Начинающему педагогу с непривычным столичным говором взялись помогать учителя и родители детей. Людмила Алексеевна Еремян подсказывала, что делать когда из железнодорожного ведомства приезжали проверяющие комиссии, родители советовали, как найти подход к детям, а ученики старались не подвести.
Людмила Ивановна Тюрина помнит каждого ребенка и вздыхает о качествах, которые все реже замечает в нынешних поколениях:
— Было престижно хорошо учиться, иметь активную жизненную позицию. Если Миша Юзько был в числе отстающих, то дети брали над ним шефство, помогали делать уроки. В классе стеснялись рассказывать о своих хороших поступках. Девочки даже старались не надевать нарядные платья, чтобы не смущать тех, у кого их не было.
Непоседы
В конце 80-х на пике популярности был журнал «Бурда-моден». Если удавалось его раздобыть, то читали всей женской половиной класса, рассматривали фотографии западных красавиц, наряды, прически. Иногда девочки шли на хитрость, чтобы избежать вызова к доске. Учитель английского языка Надежда Сергеевна Сорокина, «случайно» заметив «Бурду» увлекалась чтением наравне с девчонками. Под конец урока вспоминать об опросе было поздно. Кстати, Надежда Сергеевна недавно отметила 100-летие. Бывшие ученики передали поздравления с юбилеем в Москву, где она живет со своими детьми. Несмотря на возраст, кроме английского и французского Надежда Сергеевна освоила еще пару языков. Такие они, учителя «Луначарки».
Мальчишки увлекались волейболом и футболом. Частенько опаздывали с перемены на урок из-за затянувшегося матча в школьном дворе. Не раз от мяча страдали окна в кабинете №9 на первом этаже. А когда сборная СССР по футболу выигрывала важную встречу, на следующий день мальчишки приходили в школу в праздничных белых рубашках.
По учительской терминологии, класс был сильным, ребята тянулись к знаниям. Но вне уроков дети оставались детьми. Однажды во время поездки по маршруту «Гомель-Брест-Киев» за несколько часов до поезда группа недосчиталась мальчишек. Оказалось, они отправились кататься по Днепру. Что довелось пережить в этот момент Людмиле Ивановне Тюриной, выпускники боятся представить до сих пор. А в Гомеле юноши вовсе решили побриться наголо, и, явившись в таком виде в школу, выслушали отповедь от директора Екатерины Павловны Маевой.
Одной из ярких личностей класса был Александр Вьюрков. Сейчас он военный пенсионер, капитан второго ранга. Александр отдал Военно-Морскому флоту 23 года, руководил дивизионом противолодочных кораблей. Он утверждает, что в классе все были лидерами. Но:
— Мальчишкам несложно объединиться. С девочками такое происходит не всегда, но, если получается, то это делает дружным весь коллектив. Так произошло в нашем классе.
Не изменяя мечте
В девятом классе были объединены «А» и «Б», и в коллектив настороженно пришла Юлия Воронова (Ковалева). Через много лет она стала в Кропоткине известным хореографом. Сегодня Юлия работает в Санкт-Петербургской Академии русского балета им.Вагановой. Она запомнила, что класс ее принял в первые же дни, когда она своими ответами на уроке доказала, что умеет и любит учиться:
— Чтобы тебя приняли в стаю, надо было соответствовать уровню. Я попала в необычный класс. В нем было много лидеров, грамотных и сильных духом. Мне нравилось, что все стремятся хорошо учиться, присутствует здоровый дух соперничества. Мы были тимуровцами, помогали пожилым людям. За мной была закреплена Мария Александровна, мама президента международной ассоциации художников СССР Эдуарда Дробицкого. Удивительно, но Дробицкий поступил в Академию художества с шестого (!) раза. Его упорство стало для меня примером: следуй за мечтой, не изменяй ей.
Уже во взрослой жизни среди одноклассников образовались четыре семейные пары.
Из 10 «А» вышли люди, готовые учиться у лучших, а спустя годы их самих начали ставить в пример. Они стали физиками, военными, врачами, железнодорожниками, учителями, воспитателями… Теми, кто действительно делает мир лучше.
Наталье Радченко (Первышиной) в школе тяжело давалась физика. Поэтому она стала учителем именно этого предмета.
Директором много лет была Екатерина Маева, сама выпускница СОШ №44, хрупкая и интеллигентная, пользующаяся безоговорочным авторитетом, способная одним взглядом остановить балаган на уроке. Именно она предложила своей бывшей ученице Наталье Радченко стать директором альма-матер.
— Возвращаясь в свой дом, ты его бережешь. Для меня очень важно сохранить дух нашей школы, ее традиции, которые складывались больше 100 лет. Наши педагоги всегда были сильными, давали крепкие знания, воспитывали нас настоящими людьми, — говорит Наталья Валерьевна.
Жили, как чувствовали
Класс лидеров сплотился вокруг комсорга Анны Еремян. Это она руководила отрядом тимуровцев, с ее подачи проходили школьные вечера, ребята участвовали в акциях по сбору макулатуры, металлолома, чествованию ветеранов.
На встрече выпускников в честь 35-летия окончания школы Анна зачитала отчет о работе комсомольской ячейки. Она уточнила, что в истории класса были и гораздо более оптимистичные доклады об огромной совместной работе, но сохранился лишь этот: «Меня сначала удивляла (теперь я к этому привыкла, что, конечно, не нужно было делать) позиция некоторых ребят. Они могут спокойно пройти мимо, когда говоришь, что надо что-либо сделать или подготовиться к какому-то вечеру. К примеру, вечер инсценировки песни. И, по-моему, очень неуместна здесь отговорка «я не умею, у меня нет талантов» или что-нибудь в этом роде. Вы ведь не пробовали ваших сил! Дальше будет тяжелее, вами все чаще будет овладевать чувство какой-то неполноценности».
Доклад комсорга Анны Еремян всколыхнул в выпускниках тысячи воспоминаний, вернул их за парту, перенес в коридоры родной школы, в детство. Анна Николаевна размышляет:
— Почему мы так дружны до сих пор? Потому что у нас все было взаправду. Мы жили так, как чувствовали. С утра пораньше в воскресенье мы бежали к нашим подшефным бабушкам и дедушкам. Я особенно любила моменты, когда заканчивали помощь по хозяйству, и нас приглашали за стол, наливали чай и делились воспоминаниями. С Юлькой Вороновой мы готовили удивительные школьные вечера. Уже тогда она ставила потрясающие танцы, делала костюмы, давала верные советы. Иногда мы собирались в актовом зале с одноклассниками и спорили, делились своими планами, тревогами. Помню, что после уроков занимались с отстающими ребятами, однажды я даже упала в голодный обморок, не смогла вовремя пообедать — занималась. Мы были искренни в своем желании стать лучше.
Жизнь одного класса трудно вложить в очерковые рамки. Это целый детский мир, построенный внутри старинного здания школы и никогда не ограниченный им. Уроки, учителя, друзья, семья, эпоха — стали фундаментом для будущего, у которого обязательно будет продолжение.
Выпускники выражают благодарность учителям Людмиле Ивановне Тюриной, Екатерине Павловне Маевой, Людмиле Алексеевне Еремян, Татьяне Андреевне Рубцовой и Татьяне Ивановне Червонной.
Юлия Шигина