Чем родительская суббота отличается от поминальной
Поминовение усопших проводится в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста — 11, 18 и 25 марта
В эти дни совершается заупокойное богослужение, однако его чинопоследование несколько отличается от службы субботы Мясопустной (в неделю, предшествующую Великому посту).
По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как о различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров): «В субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские. Там осуществляется в первую очередь поминовение всех преждепочивших и вместе с ними, как бы в дополнение к ним, наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших».
В 49-й главе Типикона (уставная богослужебная книга) в конце статьи «в неделю сырную вечера» указана причина, почему во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста назначаются заупокойные богослужения. Если кто-либо из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3-й, 9-й и 40-й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, т.е. в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали проводить с молениями за их усопших родственников, а затем и всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы заупокойных служб.
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне Родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших.
Утром, в поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В них крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).
При этом нужно помнить, — что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, то есть являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище.
В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.
С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших. Можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Стоит в память, например, о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка или какие-нибудь другие необходимые продукты. Бог примет нашу молитву и в такой форме, главное, чтобы она была теплой и искренней, не отравленной хвастовством и горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут» (Мф.5,7)».
Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Составлено с сайта Николо-Угрешского монастыря.
Подготовил настоятель храма апп. Петра и Павла, протоиерей Николай (Черных)