Жительнице города Кропоткина Клавдии Федоровне Кузнецовой 17 марта исполняется 100 лет
— Если бы не сердечко, которое нет-нет да и заболит, можно и не поверить, что живу сто лет, — рассуждает именинница.
В этот день за большим столом не соберется многочисленная родня, не будут звучать тосты и поздравления. Два сына Клавдии Федоровны и внуки живут далеко. Валерий часто звонит, а Геннадий может связаться только с братом, он на Украине.
Обязательно приедут специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения с букетом цветов, поздравлениями. Непременно забежит Ольга Бондарева, которая шесть лет обслуживает Клавдию Федоровну как социальный работник.
А потом была война
Клавдия Федоровна училась в педагогическом училище. Девушка из села Иловля Волгоградской области мечтала стать учительницей. К концу подходил третий курс, и тут началась Великая Отечественная война.
— Сокурсники разъехались кто куда, а я решила вернуться домой. Вокруг бои, на фронт мчатся эшелоны с техникой и солдатами.
Я отправилась в госпиталь, который действовал недалеко от дома. Меня приняли прачкой. Вскоре вызвали в военкомат с документами, и я с еще одной девушкой из нашего села прошла медкомиссию. Так нас призвали на фронт, — вспоминает Клавдия Федоровна.
Поезд с призванными девушками прибыл в Казахстан. Там они пополнили часть ПВО.
— Нас разделили по ротам, закрепили по постам. Мы наблюдали за небом, передавали артиллеристам координаты вражеских самолетов, которые били по целям, — рассказывает связистка.
Клавдия Федоровна не уточнила, где это было. В одном из боев взрывом оборвало связь, и их расчет не мог связаться с артиллеристами. Клавдия с командиром расчета восстановили прерванную связь, за это их наградили медалями «За боевые заслуги».
Она вспоминает Харьков, где остановилась их часть, чтобы пополнить ряды бойцов после продолжительных боев, отдохнуть и держать путь на Варшаву и Берлин.
— В Германии уже в боях не участвовала. Немцы капитулировали, война закончилась. Можно было даже гулять по вражеской столице. Люди так истосковались по миру, что на лужайке солдаты стали играть в футбол, — рассказывает Клавдия Федоровна.
В 1945 году она вернулась на Родину. В горкоме партии фронтовичке дали рекомендацию на работу в читальный зал районной библиотеки — вот так она стала библиотекарем.
Ее семейная жизнь сложилась на Кубани. В Гулькевичи жила ее родная сестра Татьяна, которая настояла, чтобы Клава приехала к ней. Здесь она встретила своего будущего мужа Леонида. Молодая семья обустроилась в Кропоткине. Супруги воспитали двоих сыновей. Один сын нашел себя в Москве, работая в научно-исследовательском институте, сейчас вышел на пенсию. Другой — инженер-строитель, после распределения в институте уехал в Киев, да так и остался на Украине. Связь с ним держит только старший брат.
Супруг Клавдии Федоровны рано ушел из жизни, и она осталась одна. Социальный работник да соседка Аня, которая нет-нет да и заглянет узнать, как самочувствие, — вот круг ее общения.
— Раньше в квартире не засиживалась, находила себе дела в городском обществе инвалидов. Теперь без сопровождения на улицу не выхожу, — признается Кузнецова.
Наш диалог прервала Ольга Александровна — социальный работник принесла лекарства. В ее планах было приготовление обеда и банный день.
По дороге в редакцию не оставляла мысли об одиночестве человека. Надо все-таки помогать Клавдии Федоровне, спускаться с ней во дворик, чтобы пожилая женщина посидела на лавочке, посмотрела на людей...