Сменная школа в Кропоткине для взрослых, но она неизменна в своей учебно-воспитательной работе
В городе Кропоткине, на улице Красной, в здании далеко не современной постройки, находится школа.
Называется она муниципальная бюджетная общеобразовательное учреждение открытая (сменная) общеобразовательная школа имени участника Великой Отечественной войны, полного кавалера ордена Славы И.И.Никонова. Об учителях написано немало стихов, художественных произведений. Но о такой как Кропоткинская сменная (их раньше называли «вечерняя» или «школа рабочей молодежи») практически ничего нет. Советский кинематограф устранил эту несправедливость — снял две замечательные с не менее замечательными народными не только по званию, но и по зрительской любви, картины «Весна на Заречной улице» и «Большая перемена». Фильмы об истинном педагогическом призвании, о рабочем классе. О школе в Кропоткине можно тоже снять фильм.
Директором ее является Вера Борисовна Боева. 17 лет назад она окончила с красным дипломом филологический факультет Армавирского педагогического института и вернулась в родной город. Начала работать учителем английского языка в сменной школе. Год временно исполняла обязанности руководителя, а три года назад ее назначили директором. Еще раньше Вера Борисовна поняла, что работа непростая, но обязательно должна быть результативная: учащиеся должны не только посещать занятия, но и получать знания.
В настоящее время школа выглядит вполне современно благодаря хорошему ремонту, кабинеты просторные, светлые с новой мебелью. Большую помощь оказала администрация города и депутат. Оформление учебных классов и коридоров соответствует требованиям времени, все необходимые стенды с информацией выполнены грамотно. Многое сделано руками самих учителей.
Русский писатель М.ЕСалтыков-Щедрин, написав «Сказки», пояснил: «Для детей изрядного возраста». Детьми «изрядного возраста» можно назвать и учащихся сменной школы — от 15 лет до 30 и старше.
Школа, по выражению директора, — одна семья, а педагоги — наставники для своих подопечных, помогают решать их проблемы, заботятся как о своих детях.
В фильме «Большая перемена» учителю истории Нестору Петровичу предлагают сменить профессию. Но тот отказывается: «Педагогика — мое призвание». У Веры Борисовны те же убеждения. Она считает, что любой человек, выбирая профессию, должен любить то, что делает, иначе она, работа, не будет приносить удовлетворение, радость. Педагог не ошиблась с выбором, остается верной своим принципам, жизненной позиции. Уверена: педагогика — ее призвание. Вера Борисовна общается с учащимися, погружается в их заботы, поддерживает по мере возможности, готова брать ответственность за судьбу любого и действительно участвует в судьбе каждого ученика и сотрудника.
Школа, хоть и сменная, но обычная в своей учебно-воспитательной работе: уроки мужества, проводятся линейки каждую неделю, вынос государственного флага, исполнение гимна. Работают кружки: шахматный, настольный теннис, театральная студия. Библиотека помогает готовить сообщения по предметам. Ученики не только горожане, но и приезжие из станиц и хуторов. Учащиеся еще и работают: на железной дороге, сельхозпредприятиях, в системе социальной защиты населения.
Причины зачисления несовершеннолетних — разные: личные, социальные, не сложившиеся отношения в школьных коллективах. Некоторые порой нуждаются в помощи — материальной, моральной, психологической. И педагоги, а их семеро, оказывают ее, помогают: идут на работу, связываются с родными, родителями. Школа нужна тем, кто намерен поступать в техникум, училище. У кого-то мечта поступить в вуз. Но есть и такие, кто понял — надо быть образованным человеком, знания приносят свои плоды в культуре, просвещении, в политическом сознании.
Вера Борисовна считает, что учиться надо, как говорил Лев Толстой, чтобы больше давать пищи уму, чтобы понять смысл жизни, понять, что такое патриотизм, как у Лермонтова: «Люблю Отчизну я…», как у Блока: «…не пропадешь, не сгинешь ты…» (о России). Учителя, которые с любовью говорили о своей школе, уверены: выстоим и победим в СВО. У каждого человека в жизни есть цель. А те, кто уехал из страны, никогда не любили Родину. У них была цель спасти свою жизнь, свои сбережения. Им можно только посочувствовать («…вечно свободные, нет у вас родины…» — написал Лермонтов), но не позавидовать. По поводу их возможного возвращения в Россию, предложения были разные: не пускать, не принимать, или «Бог им судья». Выстоим, говорили мои собеседницы, потому что, как написал Лев Толстой в романе «Война и мир», важен «дух непобедимости» в армии, потому что морально устойчивы мужья и сыновья, как у учителя математики Екатерины Николаевны Кукачкиной. Ее сын Артем мобилизован, а муж Олег Валентинович ушел добровольно, чтобы быть рядом с сыном. Артем — разведчик, муж — снайпер. Мать и жена, она живет в тревоге, как многие. Но короткие звонки «Жив, здоров» успокаивают.
Школа живет, отмечает праздники и памятные даты нашей богатой истории. Живется непросто, но результаты есть: учащиеся успешно сдают ЕГЭ, получают аттестаты, продолжают обучение.
В школе обучается 175 учащихся, восемь классов-комплектов, 8-й, 9-й классы, только 10-х — три класса, 11-х — два, 12-й — сдают ЕГЭ. Требования те же, что и в обычной школе.
Ольга Твердохлеб