Первый в мире поезд-инсталляция прибыл на станцию Кавказская 25 февраля

Первый в мире поезд-инсталляция прибыл на станцию Кавказская 25 февраля

Уникальный для мировой культуры музей с самым большим количеством многофигурных скульптурных композиций ежегодно путешествует по стране в преддверии Дня Победы.

Свое движение поезд-музей начал в октябре 2020 года с Белорусского вокзала Москвы и за это время успел пересечь несколько раз всю страну от Крыма до Владивостока. Музей побывал в более 200 городах, интерактивную площадку посетили свыше миллиона человек. Желающих побывать на выставке в Кавказском районе было настолько велико, что все свободные окошки на бесплатное посещение были забронированы еще до открытия. В Кропоткине через Поезд Победы прошли 1103 человека.

Пассажиры поезда смогли погрузиться в атмосферу боев, узнали о походной солдатской жизни и познакомились с воспоминаниями о довоенном времени.

Предвоенные годы-Великая Отечественная-Победа — по этому историческому маршруту посетителей ведет девушка Лидия. Язык не поворачивается назвать ее вымышленным персонажем и говорить о ней как о функции. Лидия не просто аудиогид: это — собирательный образ поколения, юная советская девушка. Ее судьба — это судьба страны. Лидия делится воспоминаниями, семейной историей, опытом преодоления, радостью Победы. В 1941-м ей было девятнадцать: она пошла по стопам отца и стала машинистом паровоза. Вместе с Лидией, с нашими предками — гости поезда прошли путь от Гомеля до Москвы, от Сталинграда до Берлина. Увидели войну глазами свидетелей тех страшных и героических событий.

Здравствуйте, меня зовут Лидия. Я родилась в Советском Союзе, в Тамбове в 1922 году. Выросла в семье машиниста. Жизнь навсегда связала меня с железной дорогой, — звучит в наушниках голос Лидии, сопровождающей посетителей до самого последнего вагона. — В свой первый рейс я отправилась весной 41-го года.

Поезд — это метафора всей жизни советского человека. И начинается она со счастливой весны 1941 года: в первом плацкартном вагоне бравые моряки знакомятся с попутчицами, розовощекие туристы с шутками пьют чай, летчик, вырвавшийся с приграничного аэродрома, обнимает любимую девушку. Все эти люди еще не знают, что через несколько часов их жизнь разделится на «до» и «после».

В первом вагоне экскурсовод продолжает рассказывать: «Все изменилось утром 22 июня 1941 года. Тогда советским жителям сообщили по радио, что немцы бомбят города». И вот уже в следующем вагоне, посвященном защитникам Брестской крепости, атмосфера совсем иная. Былую радость и улыбки на лицах «пассажиров» сменили страх и ужас. За окнами поезда мультимедийный проектор демонстрирует боевые действия, звучит стрельба, слышны крики погибающих людей.

Как же все изменилось за несколько месяцев. Теперь вместо удочек и лыж в руках пассажиров были винтовки, — продолжает рассказывать Лидия.

Именно бойцы и командиры цитадели первыми приняли на себя удар немецких войск, и в экспозиции они буквально слились с ее стенами, пытаясь вопреки всему (с какого-то момента без связи, медикаментов, продуктов) противостоять натиску врага.

Есть в поезде вагон, который экскурсоводы не рекомендуют посещать детям до 12 лет, он и вправду вызывает оцепенение — здесь воссоздана перевозка пленных в концлагерь, представлены фигуры людей, они бледны и истощены. В углу стоит корзина, заполненная обувью. Ее сняли с убитых людей, подвергавшихся страшным пыткам.

150 экспонатов поезда выглядят, как живые. Посетители разглядывают их и слушают историю. Есть банно-прачечный поезд с душевыми кабинками, сушилками и дезинфекционными камерами. Кстати, посетитель тут впервые видит врага, что называется, вплотную — среди пленных немцев, готовящихся к гигиеническим процедурам, возвышается фигура генерал-фельдмаршала 6-й армии Фридриха Паулюса, взятого под Сталинградом. В нательном белье, ежась от холода, он уже совсем не похож на самоуверенного завоевателя.

Следом посетители знакомятся с подвигом врачей и санитарок. На койках лежат раненые, замотанные бинтами. Заботливые медсестры кормят их с ложки. Кто-то читает книгу, а кто-то передает газету боевому товарищу. Здесь же можно узнать о прорыве в науке, достигнутый советскими учеными, а также увидеть медицинские пробирки и схемы самолетов — все это проектор показывает на стене.

И дальше голос аудиогида продолжает повествовать о трагическом времени.

Мам, а почему здесь собаки? Мам, а почему здесь так много кошек в клетках, — расспрашивает любопытный малыш.

Посетители переходят в вагон, посвященный блокаде Ленинграда, которая продлилась 900 дней. А те самые кошки в клетках после снятия блокады были специально привезены в Ленинград, так как из-за голода люди ели не только голубей, но и домашних животных. Из-за этого в городе развелось огромное количество крыс, от которых планировали избавиться при помощи привезенных кошек.

А вот и новый вагон, представляющий зрителям историческую реконструкцию Нюрнбергского, Токийского и Хабаровского судебных процессов. В декорации интерьера лаборатории, где японцы проводили жестокие эксперименты над людьми, также уделено большое внимание деталям. На столе и в шкафу холодно поблескивают хирургические инструменты и склянки с ядами. Во второй части представлена историческая реконструкция зала судебного процесса во Дворце юстиции Нюрнберга.

Завершает экспозицию вагон «Победа». Война позади, но на лицах солдат, возвращающихся с фронта, она оставила следы тяжелых испытаний. Пройдя в конец состава, зрители оказываются в такой знакомой с детства электричке. Можно присесть на деревянную скамью, а в отражении окна увидеть тех, кто так и не вернулся с поля боя.

Алеся Зайцева

Фото автора

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!