Часовня, клад, сброшенный колокол
Храм Святителя Николая Чудотворца, заложенный в середине 1914 года в станице Темижбекской, после революции был до основания разрушен большевиками...
Просторная лужайка перед станичным кладбищем заставляет замедлить шаг, осмотреться и задуматься. Часовня из красного кирпича устремила позолоченный купол в голубую высь. Она, словно свеча, одиноко стоит на распутье дорог. Здесь, в далеком 1914 году, в станице Темижбекской стали возводить второй православный храм. Годом раньше казаки решили построить большую церковь, освятить ее в честь Святителя Николая Чудотворца. Станичное общество на строительство выделило 120 тысяч рублей да помещица Екатерина Вербицкая пожертвовала 20 тысяч, а тут — Первая мировая война. Строительство приостановили.
В 1915 году на стройке трудились военнопленные турки. Так и поднимали православную святыню до 1917 года.
Закружившая Россию революция и Гражданская война остановили строительство перед самым его завершением. Храм не нужен был новой власти, его разрушили.
— Очевидцы тех лет вспоминали, как сбросили купол, как захоронили его в землю, — рассказала в недавнем прошлом заведующая комнатой боевой и трудовой славы Надежда Зыбина.
Его части и сейчас обозначены сквозь пласт почвы, но «барабан» (так называется основа купола) извлекать из земли не собираются. «Зачем? — удивляется настоятель церкви Михаила Архангела протоиерей Сергей Федоренко и говорит: — Храма-то нет, но мы восстановили часовню, 35-метровое сооружение. Будем служить молебны, отпевать почивших. Купол на часовне есть, ремонт внутри сделали, здание осветили. Вечером, как и во дворе действующего храма, тут светло».
Колокол
Сожалеть стоит об одном — мы лишились большой святыни, которую строили с любовью, не жалели средств.
По легенде, разбит о землю и колокол из «певческого» металла. Как объяснил отец Сергий, колокол был вылит из металла специального состава: олово, серебро, латунь и другие сплавы, которые придавали особую звучность. Изготавливали звонницу мастера высокого класса, каждый знал свой секрет пения колокола. Один из таких мастеров (имя его осталось неизвестным) и вылил колокол для темижбекского храма, но ему не суждено было собрать станичников на службу своим перезвоном.
…Часовня уцелела чудом. В 40-е годы власти дважды ее пытались взорвать, но военные ведомства запретили: на башне, как ее называли, установлено навигационное устройство, по которому ориентировались самолеты.
Люди думали, что взорвать часовню не удалось из-за крепости кладки. Строительный раствор готовили на основе птичьих яиц, которые собирали по всей станице. Но храм-то не устоял, в его фундаменте нашли пластину из латуни, где было начертано: «Во имя Отца и Сына, Святого Духа. Аминь. Заложен сей храм во имя Святого Николая Чудотворца. 22 июня 1914 года». Существовало поверье, что эту пластину забрал житель станицы, который сейчас проживает в Москве, со словами: «Вот станете восстанавливать, тогда верну».
Так и случилось. Когда отец Сергий взялся за ремонт часовни, вокруг него сплотилось немало желающих возродить святыню.
Клад похитили еще до войны
Вокруг разрушенного сооружения ходило немало таинственных легенд. По одной из них — в его фундаменте замурован кувшин с золотыми монетами и драгоценностями. Предполагают, что этот клад спрятала помещица Е.Вербицкая. Народная молва долго обсуждала весть о том, что в 1937 году клад вскрыли, золото унесли.
В музее есть запись о том, как сторож, охранявший церковный амбар, утром обнаружил глубокую яму возле фундамента, в самом основании — пустующее углубление. Предположили, что именно здесь хранился клад.
Что было дальше, никто не знает. Скорее всего, место, где спрятали золото помещицы, знали те люди, которые его там и укрыли, они и похитили клад. Тайна так и останется для нас тайной.
Сегодня прихожане ждут приезда архиерея, чтобы освятить часовню и открыть дверь святыни для людей.
Ольга ВАСИЛЬЧЕНКО
Фото автора
Спасибо, что дочитали до конца!
Мы работаем благодаря поддержке наших читателей.
Подписывайтесь на печатную версию газеты «Огни Кубани»!
Менеджер по подписке:
Любовь Свиридова: 8 (86138) 7-37-40, 8(918)243-38-72.
Присоединяйтесь к газете «Огни Кубани» на других платформах: