Как электрик всю округу сметаной накормил
Спецпроект о людях, которые нас обеспечивают качественными кубанскими продуктами, открывает газета «Огни Кубани»
Животноводство — нелегкая отрасль — трудоемкая и затратная. Не каждый опытный селянин осилит. Но героя нашей публикации трудности и риски не остановили.
На окраине поселка Степного
Подворье Сергея Володина не пришлось долго искать. По соседству с двухэтажным домом, на открытом всем ветрам земельном участке лежали рулоны соломы, стояла сельскохозяйственная техника. Семья Володиных, которую знают многие не только в поселке Степном, но и соседнем Кропоткине, живет на этом подворье. Ее знают и те, кто любит домашнее молоко, сыры сулугуни и адыгейский, сметану и творог. Володины заняли свою нишу на городском рынке давно. За несколько лет появились постоянные клиенты и заказчики. Сергей Викторович решил обзавестись мини-фермой в 90-е годы, когда остался без работы электрика в совхозе «Степном».
До восхода солнца
Рабочий день Сергея начинается вместе с небесным светилом. Оно только поднимается, озаряя землю теплыми, яркими лучами. И владелец 20 буренок спешит к животным под навес. Пора наполнить кормушки зерном, смесью комбикормов, наложить вдоволь сена, которое они любят не спеша пережевывать.
Когда мы с хозяином вошли под навес, многие из животных лакомились, не обращая внимания на незнакомку с фотоаппаратом. Привыкнув, поняли, что это не ветеринарный врач, уколы делать не будет, стали рассматривать. Одна буренка, ярко-рыжего окраса, с любопытством потянулась к фотоаппарату, демонстрируя желание познакомиться поближе. Рыжуха, так я про себя назвала ее, умеет и целоваться. Когда Сергей Викторович отвлек животное, она потянулась к его лицу.
— Корова скоро принесет приплод. Телочек оставляем, растим, а бычков продаем, — объяснил хозяин.
Володин не дает клички своему крупнорогатому скоту — стадо большое. Они и без этого хорошо понимают друг друга.
— Трудно было на первых порах новоиспеченному животноводу? — интересуюсь у владельца.
— Нет, я вырос в крестьянской семье. У нас дома была корова, и мама трудилась на совхозной ферме дояркой. Я помогал ей дома кормить животное, чистить баз. Здесь та же работа. Важно все успеть сделать вовремя.
Сергей на своей ферме и дояр, и разнорабочий, и заготовитель кормов — все делает в одни руки.
— В поле нанимаю людей, так как пахать, сеять и культивировать одному не под силу. К животным подпустить чужих людей никак не могу, кажется, что они все не так сделают, как я, — признается он.
У Сергея Викторовича есть подспорье — 36 гектаров земли. Он выращивает пшеницу и кукурузу, сеет зеленые травы. Обеспечивает ферму собственными кормами.
— Конечно, когда возникают вопросы, обращаюсь к интернету, где есть надежные адреса. Люди смогли поднять свое производство на высокий уровень. На их опыте учусь, нахожу ответы на свои проблемные вопросы. У них даже поилки с подогревом, есть выпас. Готовую продукцию сдают по 45 рублей за литр, я же — по 27. Необходимы деньги, и немалые, чтобы создать современное производство, даже малое, — уточняет Володин.
Сейчас, к слову сказать, существуют программы государственной поддержки — краевая администрация выделяет средства. Законодательное Собрание Краснодарского края, одно из первых среди региональных парламентов, приняло закон о животноводстве. Финансирование отрасли увеличилось вдвое. В прошлом году вложен один миллиард рублей. Грантовая поддержка, разработанные программы для фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств в министерстве Краснодарского края помогают изменить ситуацию и в таких малых хозяйствах, как у Володина.
Три сына и отец
В семье Володиных три сына. Старшие Максим и Руслан получили высшее образование в Санкт-Петербурге, работают инженерами по электронному оборудованию. Оба остались в северной столице России, объяснив отцу: «Папа, извини, но в Степном нет перспектив».
Сергей Викторович не обиделся — молодости свойственно дерзать. Домой всегда успеют вернуться. Младший Андрей учится в десятом классе и намерен пойти по стопам братьев. Супруга Рания Анваровна трудилась в поселковом Доме культуры. Посмотрев, как муж готовит сыры, загорелась научиться сыроделанию. Сначала совмещала работу с личным бизнесом, а потом оставила культуру и отдает все время мини-производству: перерабатывает молоко на сметану, творог, сыры. Три раза в неделю они спешат в Кропоткин: везут свежую продукцию для горожан.
Под лежачий камень вода не течет
Лет 15-20 назад Рания не поверила, если бы ей сказали, что она будет делать продукты, которые покупали в магазине. Сейчас она воспринимает это как оправданную реальность: хочешь жить — пробуй себя в новом деле.
Володины на своем земельном участке сначала построили летнюю кухню. Мастер, который выкладывал жилье, сказал: «Может, со временем мансарду сделаете, получится жилой дом». Так и вышло. Сергей стал достраивать и вместо террасы поднял двухэтажный дом. Внутри благоустроил жилье своими руками, научился многим облицовочным работам. Не зря же в народе говорят: под лежачий камень вода не течет. Беспокойные, предприимчивые люди всегда пользовались уважением. Сейчас, кто хочет жить, а не выживать, равняются на них.
Ольга Васильченко
Фото автора
Спасибо, что дочитали до конца!
Мы работаем благодаря поддержке наших читателей.
Подписывайтесь на печатную версию газеты «Огни Кубани»!
Менеджер по подписке:
Любовь Свиридова: 8 (86138) 7-37-40, 8(918)243-38-72.
Присоединяйтесь к газете «Огни Кубани» на других платформах: