Сегодня православные празднуют Крещение Господне
Богоявление, или Крещение Господне — один из 12 великих праздников Православной церкви. Иногда в разных источниках можно встретить другое название — Просвещение.
В древности накануне самого праздника совершали крещение оглашенных, людей, которые хотели стать частью большой семьи православия. Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения.
Само Крещение Господа в деле спасения человеческого рода имеет большое спасительное для бытия всего человечества в целом. Крещением в водах реки Иордан Господь подает для всех: прощение грехов, просвещение, воссоздает человеческое естество, испорченное грехопадением, исцеляет и вводит в новое бытие.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге едином в трех лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
Ещё с древности праздник Богоявления был в числе великих праздников, в постановлениях Апостольских (кн.5, гл.12) можем найти такие слова, подтверждающие величие этого события: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам божество». Этот праздник в Православной церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «святками», составляют как бы одно торжество.
Предшествует празднику Богоявления Крещенский сочельник, в который согласно Уставу Православной церкви, во всех храмах положено совершать особое уставное богослужение, по окончании которого священник, совершает Великое освящение воды — Великую Агиасму. Освящение воды совершается также и в самый праздник после божественной литургии.
Великое освящение воды в навечерие и в самый праздник Православная церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором совершается освящение воды. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и святой Киприан Карфагенский. В постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн.8 говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу». Святитель Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? — От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).
Богоявленская вода называется в Православной церкви великой Агиасмой — является великой святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение.
Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом написал святитель Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. И так вода в существе своем не портится целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после столького времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».
В Русской православной церкви и народе сложилось такое отношение к богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую святыню, то есть подобно антидору, просфоре.
Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.
В знак особого почитания богоявленской воды как драгоценной великой святыни в Крещенский сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить освященную воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал.
Роман Монич, настоятель Свято-Георгиевского храма г.Кропоткина