Мастера печатного дела

Мастера печатного дела

110 лет Кропоткинской типографии

В центре хутора Романовского в 1907 году открылась типография владельца Михайлова. В ней была одна печатная машина альбомного формата и «бостонка», приспособленная под ручной оттиск. Несколько человек поочередно крутили колесо, и из чудо-машины выходили цирковые афиши, бухгалтерские книги, визитные карточки и бланки. Работали здесь, в основном, ученики. Им не нужно было много платить, хватало четырех рублей в месяц, зато выполняли они всю тяжелую и грязную работу. Многим труженикам было не больше 12 лет.

Через три года, в 1910 году, типография переехала в новое помещение. В советское время здесь располагался горсобес, а сейчас музыкальная школа №2. Учеников стало больше, но зарплаты их оставались грошовыми.

В 1914 году в стране началась империалистическая война. В это время в Романовском открылась вторая типография под руководством некоего Величко. Радио и газет в хуторе не было, а значит, люди нуждались в получении информации и готовы были за нее платить. Предприимчивый делец начал выпускать «Экстренные телеграммы» — сводки с фронта. Часть из них была плагиатом ростовских и екатеринодарских газет, часть — собственными выдумками.

Смена власти

Октябрьская революция 1917 года переменила жизнь маленького хутора. «Красные» полки и боевые дружины рабочих Кавказского железнодорожного узла нарушили шаткий покой. В конце 1919 года Советская власть установилась на Кубани. На базе частных типографий была создана одна — центральная. Разместили ее сначала в подвале бывшего госбанка (сейчас — здание рассчетно-кассового центра), а после — в доме напротив нынешнего кинотеатра (уничтожен во время войны).

Бумажный дефицит

Полиграфическая база была слабой. Не хватало шрифтов, приходилось пользоваться церковно-славянскими. Печатный цех был снабжен плоскопечатной «Франкентайль» и тремя «Американками». С бумагой тоже наблюдались перебои. Чтобы решить проблему, был организован красильный цех, где бумага подготавливалась вручную. Заказчики собирали старые газеты, бланки и документы и несли их в типографию, где работники занимались их колировкой в красный или коричневый цвета.

Первые газеты

В 30-е годы в городе появились свои газеты. «За коммуну» была органом Кропоткинского райкома партии и районного Совета депутатов трудящихся. Наряду с ней политотделы машинотракторных станций начали выпускать многотиражные газеты, среди которых версталась железнодорожная отделенческая газета «За здоровый транспорт». Качество печати прессы оставляло желать лучшего. Бумага Матвей-Курганской фабрики была белой, но с многочисленными вкраплениями мелкой древесины. От нее шрифты быстро изнашивались и становились непригодны для работы. Тогда-то и появились «стереотипы» — печать по матрицам. Только набиравшее обороты предприятие было разрушено в один миг.

Война

Началась Великая Отечественная война, Кропоткин подвергся нападению фашистских войск. Здание, в котором располагалась городская типография, было разрушено в 1942 году.

Галина Тихоновна Шевченко - одна из свидетельниц самых страшных потрясений в стране. С 17-ти лет она трудилась в городской типографии. Вернулась к работе после военной эвакуации, набирала фронтовые сводки. Из – под ее руки вышли самые важные сводки информбюро: «Никто еще не знал, что война кончилась. Шла домой после работы и сердце замирало от радости!»- написано в ее воспоминаниях.

Смешались кони, люди

1943 год принес городу долгожданную свободу. В здании чудом уцелевшей гостиницы на улице Вокзальной расположились все городские учреждения: горком КПСС, горисполком… нашлось место и для типографии. Правда, сделать помещение пригодным для работы стоило сотрудникам предприятия немало сил. В подвале гостиницы, в месте, выделенном под печатные станки, немцы во время оккупации содержали лошадей. Несколько дней люди чистили, скребли и мыли небольшое, но такое необходимое помещение. Из старой, выжженной дотла типографии почти ничего не удалось извлечь. Чудом уцелевшая «Американка», да несколько наборов шрифтов из совхоза «Кубань» — вот и все богатство, с которым типография начинала новую жизнь.

Главные новости

Война продолжалась, и особенно необходимы были фронтовые сводки. Единственный в городе радиоприемник был установлен в типографии. Получая сводки информбюро и телеграммы, работники за ночь на бумажных кулях Гулькевичского комбикормового завода отпечатывали газету. От бумаги пахло рыбьим жиром, но каждое утро около станции или на базаре собирались толпы людей, жаждущих вестей с фронта — только бы вести эти были добрыми! Из-за недостатка бумаги тираж «За коммуну» не превышал и 500 экземпляров.

После победных салютов возвратились домой фронтовики, работники типографии – Г. Савенкова, К. Цапов. На полях сражений пали смертью храбрых С. Лихвинцев, В. Жданович, Н.Волошин. Во время оккупации был замучен К. Макурин.

Новая старая техника

С конца марта 1943 года типография вновь стала выпускать бланки. А через год из-под развалин старой типографии извлекли деформированную плоскопечатную машину. К этому времени с фронта вернулся замечательный печатник Никита Петрович Ильюшкин. Ему удалось восстановить «Франкентайль».

Иван Андреевич и Тамара Васильевна Дроновы – семья, всю жизнь проработавшая в типографии. Их совместный путь начался здесь - такой вот счастливый служебный роман.

Своя земля

Победоносно завершив войну, страна невиданными темпами начала восстановление. Росло и крепло народное хозяйство. Развивалась и полиграфическая база. Внедрялась новая техника, шрифты, машины, оборудование. Решением исполкома города Кропоткина от 13.01.1956г. выделен участок площадью 1635 кв.м под строительство здания по улице Красной,131. В этом здании, введенном в эксплуатацию в 1962 году, типография живет по сей день.

Золотые кадры

Вырос профессионализм сотрудников: семь работников имели среднетехническое и восемь — полное среднее образование. Коллектив растил и свои кадры. Начинавший линотипистом Иван Андреевич Дронов заочно окончил Московский полиграфический техникум и вырос до главного инженера объединения. Александра Алесеевна Лантратова, получившая хороший старт на этом предприятии, долгое время возглавляла крупнейшее краевое издательство «Периодика Кубани».

В 1957 году пришла работать в типографию Нина Васильевна Гудкова. Каждое утро за наборной кассой она знакомилась с оригиналами и с головой уходила в полиграфический мир. Ей поручали набор самых важных сверхсрочных оригиналов: афиши кино, приветственные адреса, художественные программы для праздников.

В 1977 году начала трудиться в типографии и дочь Нины Васильевны – Валентина. Долгие годы работает Валентина Николаевна Курганская, бухгалтер подразделения, на благо предприятия и считает, что если работа дает повод для радости, то дело жизни выбрано верно.

Высокие показатели

В 1970 году городская типография стала головным предприятием Кропоткинского полиграфобъединения, в которое вошли Гулькевичская и Тбилисская районные типографии. Еще через четыре года производственное объединение пополнили Тихорецкая, Новопокровская и Белоглинская районные типографии. Профессионально росли и работники. Активно шла подготовка и переподготовка кадров полиграфистов. С 1974 по 1985 годы коллектив возглавлял Виктор Иванов. Под его руководством совершенствовалась и развивалась материально-техническая база. Качество продукции радовало все больше. Небольшая типография стала крупной полиграфбазой. Вместе с профессионализмом сотрудников росли и новые здания — предприятие укрупнялось. В 1985 году появилось административное здание площадью 685 кв.м в Кропоткине, персонал получил просторные кабинеты, гаражи, склады, мастерские. С 1975 по 1990 годы полиграфобъединение имело самую высокую производительность. Выпуск продукции достигал до 42664 тыс.листов в год.

В 1985 году новым директором назначен Н.Л.Годин. Под его руководством в подвале административного здания был организован спортивно-оздоровительный комплекс. Появился даже свой транспорт… Но наступили кризисные 90-е и производство пошло на спад.

Технический прогресс

В 1994 году уже новый директор Л.А.Иванова начинает внедрение офсетного способа печати. Это ставит типографию в один ряд с предприятиями, оснащенными новейшей техникой. Переоборудована плоскопечатная машина для высечки коробок, ротационная машина по выпуску кассовой ленты. Из малой печатной машины БПП-75 изготовлен автоматический позолотный пресс, позволяющий производить тиснение фольгой. Компьютеры дали возможность печатать газетную продукцию с фотополимерных форм.

В 2014 году в результате реорганизации Кропоткинское полиграфобъединение объединено с ООО «Редакция газеты «Огни Кубани». Под началом организации работает подразделение типографии, которое возглавляет профессиональный полиграфист Надежда Ткаченко.

Сегодня в Кропоткинской типографии продолжают трудиться небезразличные люди. Каждый из них — мастер своего дела, высокий профессионал и, без преувеличения, человек, преданный любимой профессии. Типография растет, ряды сотрудников пополняют молодые кадры. Очередной юбилей — это лишь цифра, доказывающая, что типография живет и продолжает свое славное дело.

Фото: ветераны труда Кропоткинской типографии И.А. Дронов, Р.Т. Москалёва, Л.Ф. Васлочук, Н.В, ГУдкова. Архивное фото.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!