Вокалист из Кропоткина дал свыше 400 концертов на Донбассе
«Какой же мразью надо быть, чтобы вот так варварски и безнаказанно убить чью-то маму?!», — восклицает Александр Дадали на видео, снятом 4 августа сразу после обстрела отеля «Донбасс Палас».
Снаряд прилетел сначала на стоянку рядом с гостиницей в Донецке, там смертоносные осколки нашли свою жертву. Александр несколько минут держал за руку истекающую кровью женщину, потом она умерла…
Сразу следом — второй прилет, и прямое попадание в ресторан. На этот раз никто не погиб. Автор видео фиксировал свидетельства обстрелов изнутри помещения и снаружи. В коридоре на полу сидят ошарашенные люди. На улице из-под красной накидки, что накрывало тело убитой, виднелась тонкая рука жертвы. Александр по-мужски, едва сдерживая кипящую ярость, тихо описывал события. «Не перестаю удивляться в свои 51 год. Какой же мразью надо быть…».
За несколько сотен километров вглубь России сообщение об обстреле трансформировалось в ежедневную сводку: украинские военные вновь нанесли удар по гражданской инфраструктуре Донецка, один мирный житель погиб. Но для тех, кто оказался рядом, эта картина никогда не поблекнет.
Взял микрофон и перешел границу
Александр Дадали — музыкант и автор песен из Кропоткина. С 2014 года он регулярно дает концерты в Донбассе. Выступает на освобожденных территориях перед мирными жителями, детьми в школах, бойцами на передовой. В День Кавказского района Александр дал концерт на сцене перед Домом культуры. Я постаралась воспользоваться возможностью пообщаться с артистом. Лично встретиться не удалось — Александр сразу уехал в Ставрополь, затем в Калининград. Наше общение проходило заочно через мессенджер.
— Мои мотивы ехать на Донбасс были простыми. В самом начале гражданской войны на юге Украины в Иловайском котле залпом ударили по кладбищу, где похоронены мои отец и мать. Осмысливая происходящее, я понял, что если ничего не делать, все это может легко докатиться до Кубани. Я не был намерен сидеть со своими детьми в посадке с двустволкой и защищаться. Чтобы это не пришло в Россию, я взял две колонки, пульт, микрофон, перешел границу и начал петь на позициях перед ополченцами, — начал рассказ Александр.
Он родился в Ростовской области в 10 километрах от границы с Украиной. Дадали увлекся музыкой еще во время службы в Советской армии в ГДР. С 2004-го по 2014 год жил в Кропоткине, пел в ресторанах, выступал с группой «Каверин». За несколько лет до начала конфликта на Донбассе Дадали занялся авторским творчеством. Его песни попадали в пиратские сборники русского шансона, популярность росла. Дадали регулярно звучал на волнах крупнейшего радио юга России «Казак ФМ», появлялся в эфирах федеральных каналов.
Непредсказуемые фронтовые концерты
В 2014 году он с супругой и двумя детьми переехал в Краснодар, как пояснил, чтобы быть ближе к аэропорту. Ведь ему по пять-восемь раз в месяц нужно было покидать регион.
Кроме новых песен постепенно в репертуаре Дадали появлялись и новые стили. В конце января ополченцы выбили украинских АТОшников из Дебальцево. Уже через 10 часов после освобождения он с другими музыкантами-волонтерами дал концерт на городской площади. С собой они привезли 10 тонн продуктов — консервы, сгущенку, шоколад — их раздавали людям. Во время выступления артисты получили приглашение спеть перед бойцами прямо в окопах. Когда прибыли на место, то выяснилось, что места, где они могли бы расположиться, электроэнергии, не говоря уже об аппаратуре, нет. Дадали не мог допустить повторения неудачного концерта и разучил десять песен акапелла. Александр назвал такой стиль «фронтовым окопным исполнением» и для примера поделился видеороликом.
Боевое музыкальное братство
На самом деле концертов вышло гораздо больше 400. Авторами этой примерной статистики стали ребята из сопровождения Дадали, которую много позже организовало Минобороны республики. Певца называл своим другом глава тогда еще непризнанной ДНР Александр Захарченко, убитый украинскими террористами. В машине Бати часто звучала музыка Дадали. Настоящее музыкальное братство выросло из знакомства с писателем и политическим деятелем Захаром Прилепиным, именитыми артистами Юлией Чичериной, Джанго (Алексеем Поддубным).
Единомышленники, находясь вблизи огня, общаясь с военными, мирными жителями приезжают туда, где они нужны, где люди жаждут мира, где музыка буквально спасает и дарит надежду.
Другая война
Когда началась военная спецоперация, усложнилась и процедура согласования гастролей. С февраля по сентябрь Дадали удалось попасть на разные участки фронта лишь 12 раз.
— Когда началась спецоперация на Украине, я понял, что идет другая война, гораздо страшнее. Если с 2014 года каждый день со стороны подконтрольных Украине территорий обстреливались окраины городов и поселков, то теперь «лупят» круглосуточно и в самые оживленные районы. Каждый день кого-то убивают или ранят. Я попадал под минометные обстрелы, и скажу, что ничего страшнее в жизни быть не может.
Жители Донбасса продолжают надеяться, они ждут, что обстрелы прекратятся. У военных совсем другой настрой. Они хотят закончить совсем не в Киеве, а как минимум, на польской границе, — говорит Александр.
Донбасс принимает российских артистов тепло. Музыка для одних — солнечный зайчик из мирной жизни, она согревает и дает силы, питает других силой правды.
Александр вспоминает:
— Первый раз я с концертом попал в батальон «Святой Георгий Победоносец», в подразделение Луганской Народной Республики в сентябре 2014 года. Со мной были казаки из Гулькевичи и Кропоткина. Мое выступление проходило в городе Ровеньки. После этого я каждый месяц приезжал по два раза на несколько дней на передовую и пел. Что такое фронтовой концерт? Ты никогда не знаешь, перед кем ты будешь выступать и где. За четыре дня каждого пребывания на Донбассе выходило по 12-15 выступлений. Если я говорю в конце встречи: «Ребята, мы обязательно увидимся», то надо выполнять мужское слово. И я всегда возвращаюсь.
Вот так встреча
Семья, конечно, волнуется за Александра, но по его словам, понимает: что делать, профессия такая. Супруга Дадали Татьяна родилась в Мариуполе. Дочь Маргарита тоже, сын Богдан — уроженец Кубани. После освобождения Мариуполя от укронацистов Александр показывал город детям, разрушенный почти до основания, но не сломленный. Сейчас Мариуполь быстро восстанавливают.
На приглашение выступить в Кропоткине на День района Александр откликнулся с радостью:
— Это моя вторая малая родина! Здесь у меня огромное количество друзей, очень хороших, порядочных, чистых — соль земли русской. Я выступал на сцене с группой «Лиловый свет», руководитель — позывной Кондрат. Мне всегда радостно выступать в Кропоткине, и зритель нас очень тепло принимает, — поделился впечатлениями Дадали.
Он не собирается останавливаться. Продолжит давать концерты на горящей земле, пока его песни будут нужны защитникам Донбасса и его жителям.
Я воспитанным был ненавидеть войну
И великую эту, и великую ту:
Стон земли, вой арты, кровь смертельных атак
Полюбить может только опасный чудак.
Здесь война из хронической стадии вдруг
Перешла рецидивом в опасный недуг.
Восемь лет в этом комплексе принятых мер,
Я пою свои песни на разный манер.
В райдер входит тушенка и теплый блиндаж,
Гонораром — шеврон и для фото «калаш».
И гоняют сюда в свой гастрольный забег
Все пятнадцать моих настоящих коллег.
Перед боем поют, освятив тишину.
Ведь они, как и я, ненавидят войну.
Александр Дадали
Юлия Шигина
Фото из архива А.Дадали
На фото (слева направо): Захар Прилепин, Александр Дадали, Юлия Чичерина, Джанго (Алексей Поддубный) 7 мая 2022 года в Донецке накануне концерта в честь Дня Победы.