«РЖД: Люди и локомотивы».Машинист Владимир Бачев рассказал, как в 2013 году предотвратил страшную трагедию на железной дороге

«РЖД: Люди и локомотивы».Машинист Владимир Бачев рассказал, как в 2013 году предотвратил страшную трагедию на железной дороге

Владимир Петрович спустя девять лет после аварии на железной дороге впервые дал интервью. До этого подробности страшной трагедии никто не знал.

Что-то не так, неужели, деформация пути… Поезд мчится со скоростью 98 км/ч, нужно тормозить, дальше двигаться нельзя! Машинист Кавказского эксплуатационного депо Владимир Бачева принял экстренные меры.

Спустя несколько секунд в головной части состава произошел сход девяти вагонов. Чуть позже специалисты скажут: машинист действовал безошибочно — если бы он не применил экстренное торможение, опрокинуться могли все 19 вагонов.

Много воды утекло

Владимир Петрович тот самый машинист с 33-летним стажем работы, который предотвратил сход с рельсов пассажирского поезда №140 «Новосибирск — Адлер» на перегоне Кисляковка — Крыловская. В вагонах ехали 618 человек. Поездка сибиряков к теплому Черному морю едва не закончилась трагедией.

Владимир Петрович вот уже несколько лет как на пенсии. Живет в Кропоткине, но встретиться удалось в поселке Гирей Гулькевичского района, в доме его пожилой мамы.

Она неважно себя почувствовала. Не могу сейчас вырваться никуда, поэтому приезжайте вы, — предложил Владимир Петрович.

Встретились мы возле школы №10, где учился Бачев. Шестилетним мальчиком Владимир переехал с семьей из Пермского края и пошел в школу неподалеку от своего дома.

Я учился еще в старом корпусе. Позже, в 70-х, построили вот это здание, где расположился дендрарий, который существует до сих пор. Старый, красивый корпус, в котором витает дух времени. А вон там видите окошко маленькое? Это мой классный кабинет, — Владимир Петрович улыбнулся, его захлестнули воспоминания.

Группа студентов из Таганрогского училища №22 на экскурсии в Ростовском электровозоремонтном заводе (Бачев в верхнем ряду второй).
Группа студентов из Таганрогского училища №22 на экскурсии в Ростовском электровозоремонтном заводе (Бачев в верхнем ряду второй).

Он еще долго рассказывал про школьные годы, о том, как в 2020 году спустя 45 лет встретились выпускники его класса. 12 человек из разных уголков страны приехали, чтобы вспомнить школьные годы. Много воды утекло с тех пор. Школьные товарищи разлетелись кто куда, многие остались на своей родине, обучились различным профессиям.

Машинист по призванию

Окончив школу, Владимир Петрович отправился работать на стройку, а потом — в армию, служить в строительном батальоне. После срочной службы поступил в Таганрогское профессионально-техническое училище №22. С профессией определился еще до поступления.

Я знал, что буду машинистом. Сейчас молодым специалистам сложно представить, какими электровозами нам приходилось управлять, наука шагнула вперед и техника стала легка в управлении. Я начинал работу на старичке ВЛ60. Это самый первый электровоз переменного тока. Он появился на ЖД в начале электрификации. Перевозил пассажиров, пока на смену не пришел ЭП1. Сегодня ВЛ60 на «большую» дорогу уже не выходит. Шиком для нас стала «иномарка» — электровоз переменного тока — ЧС4 и ЧС4Т из братской Чехословакии. На советских железнодорожников электровоз произвел сильнейшее впечатление — оказалось, что техника может не только выполнять свои функции, но и быть удобной для персонала.

По стопам отца

Со сложностями в работе железнодорожники столкнулись в 90-х, когда развалился Советский Союз, страны Закавказья закрылись. Объемы внешней торговли снизились до катастрофических значений. Железная дорога, которая связывала Россию и Армению через Грузию, перестала функционировать.

Трудности пережили, позже работа наладилась, — оптимистично заключил Владимир Петрович. — Дочки мои связали жизнь с железной дорогой. Обе закончили РГУПС, старшая Ольга трудится вагонном депо, младшая Маргарита работает инженером в Московском метрополитене.

«777»

Подробности железнодорожной аварии в 2013 Бачев помнит хорошо, да только говорит о ней с неохотой. Владимир Петрович сразу дал понять — ворошить прошлое и рассуждать, как оно было бы, если…, мы не будем. Из его уст слышно одно — «действовал по инструкции» и точка.

Интересное совпадение произошло в тот день, но я не верю в мистику, поэтому отнесся скептически. 7 июля 1983 года я впервые сел за «баранку» локомотива, в этот же день у моей супруги день рождения. Вот в тот раз 7 июля 2013 года я ехал домой и… немного задержался. Что произойдет в моей жизни в этот день в следующем году — одному богу известно, — Владимир Петрович повеселел, и мне все-таки удалось узнать у него подробности.

Беды не избежать

Июль 2013 выдался знойным, температура воздуха достигала 40 градусов. Никакого предчувствия беды у машиниста не было, дорога шла хорошо. Вдруг локомотивная бригада увидела в непосредственной близости деформацию пути, машинист сразу применил экстренное торможение. В результате наезда на поврежденном участке пути, произошел саморасцеп между вторым и третьим вагонами и сход девяти вагонов с головы состава. Остальные десять вагонов устояли на пути и не пострадали.

С рельсов сошли девять вагонов пассажирского поезда, пять из них упали на бок. Пассажиры пострадали незначительно, насколько я знаю, их выписали из больниц уже на следующий день. Все пассажиры поезда №140 «Новосибирск — Адлер» были доставлены на станцию Кущевская, где был сформирован специальный состав, отправившийся в 22 часа того же дня по маршруту – в Адлер. Следствие установило, что произошла деформации пути из-за сильной жары. Температура воздуха в момент схода составляла +38 градусов по Цельсию, рельсы при этом нагрелись до +50. При такой погоде некачественные рельсы может «вести». Заверяю, что подобные случаи случаются крайне редко, — говорит Бачев.

Владимир Петрович уверен, что у поезда есть механическая душа. Говорит, что электроника — это хорошо, но поезд нужно чувствовать.

7 июля 2013 года к месту железнодорожной аварии оперативно прибыли экстренные службы. По официальным данным травмы получили 76 человек, 15 госпитализированы, среди них было пятеро детей. Остальным помощь оказывалась на месте, тяжелых пострадавших и погибших не было. В результате аварии было повреждено около 500 м дорожного полотна.

Бачев награжден нагрудным значком «За безаварийный пробег на локомотиве 1.000.000 км», в 2013 году машинисту присвоено звание «Почётный железнодорожник».

Кристина Опарина

фото из личного архива Владимира Бачева

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!