<em>Предприниматель Таисия Лущик при краевой поддержке </em><em>создала современную ферму, где коровы пьют энергетические коктейли, редко болеют и проходят УЗИ</em>
«Целую ноги ваших коров», — так говорят гости уникальной робофермы, которым кажется, что они попали в будущее.
Ферма моей мечты
Какую картинку ожидали увидеть те, кто «родом из СССР», когда попадали на животноводческую ферму?
Даже если она была образцовая, все равно неизменными оставались несколько атрибутов: сквозняки, маленькие окошки, на полу — навозная жижа, неуловимый запах, который въедался в кожу и одежду доярок.
Наверное, многие, чья судьба и работа были связаны с животноводством, мечтали о другой ферме — где тепло, светло и «мухи не кусают».
Именно такую и решила создать глава крестьянского (фермерского) хозяйства Таисия Лущик. С самого детства ее жизнь связана с сельскохозяйственным трудом, этим занимались родители.
КФХ Лущик было организовано в 2013 году. Сначала здесь занимались растениеводством. Потом Таисия Николаевна стала держать небольшое количество телят, число которых все время увеличивалось. В 2017-м начал работать кооператив по выпуску сыров, где возникла необходимость в хорошем молоке. И КФХ пригласили в качестве члена кооператива. Было принято решение о строительстве современной роботизированной фермы.
— Но без государственной поддержки эту амбициозную задачу невозможно решить, — рассказывает Таисия Лущик. — Поэтому мы решили обратиться в министерство сельского хозяйства Краснодарского края. Поучаствовать в конкурсе, чтобы получить грант. После победы в конкурсе получили 24 миллиона рублей. Финансирование проходило при условии, что 40 процентов в ферму будет вложено своих средств, а остальное субсидируется государством. Условия были жесткие: в течение двух лет нужно было построить ферму и сдать ее в эксплуатацию. Все это выполнили в 2019 году, оснастив ферму самыми современными технологиями.
При помощи господдержки КФХ закупило первое стадо — порядка 60 нетелей монбельярдской породы. Она славится стабильными показателями по надоям молока высокой жирности, которое является любимым сырьем для производителей сыров.
— А в прошлом году мы закупили еще более 30 голов нетелей и тоже получили субсидию в 1,7 миллиона рублей. Как видим, поддержка государства — реально ощутима, — говорит фермер.
Сейчас на ферме уже 174 коровы, а до конца года их будет порядка двухсот голов. Когда только начинали, на ферме за сутки получали 1,2 тонны молока, сегодня уже — более 1,6 тонны.
«Бывалые» приучают молодых к роботу
Сопровождают нас по ферме ее заведующий Виктор Гетманов и заместитель председателя кооператива Дмитрий Хомченков.
Перед входом в корпус находится аппаратная, где на большом экране перед оператором открывается вся система дойки роботом.
Дмитрий:
— Чем хорош робот? Он продлевает жизнь животному. Когда корова заходит в робота, он ее идентифицирует, а чтобы она не нервничала, подкармливает вкусняшкой. Потом происходит обработка вымени. Первые струйки молока сдаиваются и удаляются в канализацию. Робот делает коровке массаж. Здесь нет человеческого фактора, когда кто-то что-то забыл выполнить. Все четко и по технологиям. Программа показывает: сколько буренка должна дать молока, и сколько получилось по факту. Если вдруг роботу что-то не понравилось — значит, животное приболело. Тогда его изолируют, и с ним уже разбирается ветеринар. А молоко больной коровы сразу же уходит в канализацию. Для нас очень важно качество. Поэтому наше молоко очень чистое.
Виктор:
— Вот смотрите: зашла корова, робот предполагает взять от нее восемь килограмм молока. И это сразу же показывает программа. Если по итогу будет другое количество — уже повод задуматься: что с животным, может, ему нездоровится. У нас коровы редко болеют. А порой пьют даже энергетические коктейли, чтобы быть в тонусе.
А еще они здесь регулярно проходят УЗИ. В общем, все у них как у людей.
Мы видим, что несколько коров выстроились в очередь к роботу на дойку. Неужели не боятся этого огромного монстра, напичканного всякими программами?
— Первая партия коров привыкала полтора месяца к роботу, — рассказывает Виктор Гетманов. — И потом «старушки» приучали более молодых к этой сложной машине. Обычно животные доятся два раза, а при роботе — почти три. Если буренка чувствует, что ей пора доиться, она сама подходит к роботу и становится к нему в очередь.
Сами животные настолько чистые и красивые, что нередко становятся звездами экрана — то в роликах снимаются, то в фильмах. Привыкли коровки и к регулярным экскурсиям, которые здесь бывают. На базе кооператива и цеха по переработке молока регулярно проводится обучение. Приезжают экскурсии из Краснодара и других городов и районов края. В том числе и дети: им интересно посмотреть на робота, а также узнать, откуда берется молоко.
А коллеги, увидев этих коров и попробовав сыры, пишут восторженные отзывы. «Целуем ноги ваших коров», — написали французские фермеры, побывавшие здесь в гостях.
Чистый воздух, светлые лежанки и массаж
Чем роботизированная ферма отличается от традиционной? Всем. Потому что это — ферма мечты. Очень высокие потолки — почти 13 метров, в связи с чем в корпусе хорошая конвекция воздуха.
Для любой фермы микроклимат определяется несколькими параметрами. Среди основных — вода и проблемы с удалением навоза.
Поилки здесь с подогревом: зимой вода не замерзает, она комфортной температуры, а подается из артезианской скважины глубиной 320 метров.
А полы — с резиновым покрытием и всегда чистые. В автоматическом режиме запускается движение специального скребка, который убирает навоз. Дальше он едет в приемный лоток, и из него получают органические удобрения.
Запаха, который мы ощущаем на обычных фермах, здесь практически не чувствуется. А это тоже важно для молока. Потому что если корова дышит стойким запахом аммиака, то это отражается на качестве молока.
Коровы, словно герцогини, отдыхают на специальных светлых лежанках.
— Это специальные силиконовые маты, — объясняет Дмитрий, — они наполнены материалом, благодаря которому получается эффект подушки. Лежанки посыпаются специальным адсорбентом, он впитывает лишнюю влагу и производит дезинфекцию.
Санаторий для бурёнки
Когда на улицах жарко, в корпусе включаются автоматическая система вентиляции и капельное орошение.
А еще к каждой корове здесь индивидуальный подход.
— Предположим, одна корова дает в сутки 20 литров молока, а другая —
сорок, — комментирует Виктор Гетманов. — Та, которая дает больше молока, должна и есть больше.
Для этого существует на ферме кормостанция, куда и идет корова, которой надо больше еды. По специальному транспордеру (который фактически идентифицирует коров) кормостанция распознает животное, запускает его и подсыпает еды столько, сколько ему нужно по программе. Так осуществляется дополнительное питание.
По всему корпусу установлена система wi-fi, помогающая наблюдать за каждым животным.
Вот, скажем, легла корова на лежанку после еды и начинает переваривать пищу. Это называется «руминация» или жвачка. А фактически —
индикатор самочувствия коровы. И если длительность такого процесса отходит от нормы, сигнал об этом идет в систему наблюдения. Возникает повод обратить внимание на здоровье животного, сбалансировать его рацион или сделать массаж.
Кстати, о последнем. Его коровы порой делают и сами, когда подходят к огромным чесалкам. К одной из них при нас подошла коровка — и в течение одной минуты приняла массажную процедуру от морды и до кончика хвоста.
Одним словом — санаторий.
Господдержка помогает
Дмитрий Хомченков:
— Мы получаем субсидию на молоко — около миллиона рублей. А в этом году за сохранение поголовья нам полагается еще и господдержка — около 600 тысяч рублей. В 2023-м уже надеемся получить 2,5 миллиона. Как видите, государство очень хорошо поддерживает фермеров в животноводстве. Мы хотим также поучаствовать в грантовой программе по агротуризму.
А еще поняли фермеры, как важна сегодня кооперация. Она позволяет гибко перестроиться, помогать друг другу. Так, благодаря господдержке, удалось уже за счет кооператива приобрести на ферму второго робота, а также получить грант на оборудование в сумме 10,5 миллиона рублей.
В хозяйстве есть все условия для создания крупной мегафермы. Единственный вопрос, который беспокоит фермеров, — это наличие своей кормовой базы. Практически все корма здесь заготавливают сами. Для выращивания пшеницы, ячменя, кукурузы нужна земля. И тогда отдача будет в несколько раз выше.
Светлана Соколова.
Фото Ивана Журавлева.