18 июля 2022 года исполняется 95 лет со дня образования государственного пожарного надзора

18 июля 2022 года исполняется 95 лет со дня образования государственного пожарного надзора

Начало советского периода развития пожарного дела определил декрет СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 1918 года, которым была создана Государственная пожарная охрана Советской России. История возникновения государственного пожарного надзора начинается с подписания 18 июля 1927 года Всероссийским центральным исполнительным комитетом и Советом народных комиссаров «Положения об органах Государственного пожарного надзора РСФСР».

Одним из основоположников организации государственного пожарного надзора по праву считается заведующий Центральным пожарным отделом (ЦПО) с июля 1920 года по февраль 1924 года Александр Георгиевич Кривошеев. Именно в этот период впервые был поставлен вопрос об организации этой структуры. После 1921 года, взяв курс на индустриализацию, страна превратилась в большую стройку. Возводились сотни новых объектов с современной материально­технической базой. Они имели новые современные архитектурно­планировочные решения, при их возведении использовались новые материалы, внедрялись новые технологические установки и процессы и т.д. Появились новые производства, в том числе и пожароопасные.

С образованием Госпожнадзора началось проведение планомерных профилактических мероприятий. В первую очередь на всех крупных предприятиях страны стали проводиться пожарно­технические обследования, а вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой агитации
и пропаганды.

Несмотря на промышленный рост в стране, количество пожаров (самый объективный показатель эффективности деятельности государственного пожарного надзора) к 1930 году по сравнению с 1927 годом снизилось в 1,5 раза — со 150580 до 100403.

Важным шагом в последующем развитии пожарно­профилактической деятельности стало Постановление ЦИК и СНК от 7 апреля 1936 года №52/654, которое утвердило новое Положение «О государственном пожарном надзоре», определившее основные функции и права органов ГПН.

О правильности принимаемых решений свидетельствует статистика того времени: к 1941 году количество пожаров снизилось до 71,8 тысячи.

С первых дней войны пожарная охрана была переведена на особый режим работы. Понимая, что, как и в прежние времена, одним из средств ведения войны является огонь, работниками ГПН организуется всеобщее обучение гражданского населения приемам тушения зажигательных бомб, организации противопожарной защиты зданий и сооружений. 13 сентября 1942 года вышло Постановление СНК СССР «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности», которое, несомненно, усилило эффективность работы по предупреждению пожаров. Работники Госпожнадзора именно в дни Отечественной войны широко применяли методы активной профилактической работы. Обнаруженные нарушения противопожарных правил устраняли тут же, в ходе обследований и проверок. Личный состав пожарной охраны военного периода наряду с летчиками, танкистами, саперами, разведчиками внес свой вклад в книгу мужества, героизма, стойкости и самоотверженности.

Плодотворная работа инспекторского состава государственного пожарного надзора по предупреждению пожаров дала положительные результаты: в послевоенные годы количество пожаров, несмотря на грандиозные темпы роста промышленных предприятий и других объектов в стране, практически не изменилось. При этом с 1951 по 1956 годы из 1566 городов страны в 1261 или 80,5% не было зарегистрировано ни одного крупного пожара.

В 70­х годах в соответствии с директивой МВД СССР, подготовленной ГУПО, совершенствование работы пожарной охраны должно было осуществляться за счет внедрения в практику научно­технических достижений. В этот период широкое внедрение получила пожарная автоматика. За короткий срок около двух миллионов объектов были оборудованы системами автоматического обнаружения пожаров. Активно внедрялись системы пожаротушения. В результате проведенных профилактических мероприятий только за период 1966­1970 годов было предупреждено свыше одного миллиона пожаров, причем почти 100 тысяч пожаров были ликвидированы с минимальным материальным ущербом. Только за счет внедрения пожарной автоматики от огня было спасено материальных ценностей на сумму более 3 млн рублей.

С середины 80­х годов страна вступает в новую эпоху социально­политических реформ. Практически во всех отраслях народного хозяйства происходит резкий спад: к 1990 году страна по экономическим показателям откатилась на позиции 1980 года. Подробный анализ сложившегося положения, подготовленный специалистами государственного пожарного надзора, был изложен президенту России в докладе «Горящая Россия». Реакцией на доклад стал подписанный 21 декабря 1994 года президентом Российской Федерации Федеральный закон «О пожарной безопасности».

Указом Президента Российской Федерации №1309 от 9 ноября 2001 года Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С этого периода начинается отсчет времени нового этапа развития государственного пожарного надзора.

Сегодня Государственный пожарный надзор МЧС России — это не только мощная и результативная система предупреждения и профилактики пожаров, реализации эффективных мер по защите населения и материальных ценностей от огня, но и эффективная защита интересов личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Материал подготовила Е.Рыбкина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!