В обществе очень остро стоит проблема легализации теневой занятости и скрытых форм оплаты труда

В обществе очень остро стоит проблема легализации теневой занятости и скрытых форм оплаты труда

«Теневая» или «серая» заработная плата, иногда ее называют «зарплатой в конвертах», — это не что иное, как выплаты работникам, которые не учитываются при налогообложении.

Начальник отдела экономического развития администрации Кавказского района Ирина Чернобаева о ситуации на нашей территории.

Ирина Ивановна, в начале нашей беседы давайте определим, что такое «белая» и «серая» заработная плата.

Заработная плата, являясь экономической категорией, способствует экономическому развитию страны и имеет большое значение в социальной политике. Согласно статье 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата, или оплата труда работника, — это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Сюда же относятся компенсационные выплаты — доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера, и стимулирующие выплаты — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Но некоторые работодатели, пытаясь уменьшить выплачиваемые налоги, прибегают к так называемым «серым» схемам расчетов с сотрудниками. Как правило, под «серой» зарплатой понимается разделение выплачиваемой работнику суммы: часть выплачивается официально, при этом ее размер прописывается в трудовом договоре, а часть выдается «в конверте» на руки; размер последней, как правило, устанавливается лишь на словах.

— Проблема «теневой» заработной платы — одна из актуальных и острых по всей стране. На ваш взгляд, какие причины лежат в основе этой проблемы?

— Причин много и выделить их очень сложно, учитывать нужно и исторические моменты становления нашей экономики, и ряд социальных факторов, но, на мой взгляд, основная причина этого явления экономическая — предприятие, желающее платить все обязательные платежи в полном объеме, объективно проигрывает своим недобросовестным конкурентам.

— Но государство эту проблему решает?

— Безусловно, государство на текущий момент создало систему основных государственных гарантий по оплате труда работников. Во-первых, статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установлена величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Во-вторых, статьей 134 Трудового кодекса определена мера, обеспечивающая повышение уровня реального содержания заработной платы.

В-третьих, ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы работника содержится в статьях 137, 138 Трудового кодекса, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы — в главе 23 Налогового кодекса России.

В-четвертых, ограничение оплаты труда в натуральной форме закреплено статьей 131 Трудового кодекса Российской Федерации. Так же Трудовым кодексом РФ, а в частности ст.136 четко определены сроки выплаты заработной платы — это не реже чем каждые полмесяца.

В-пятых, обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами — в статье 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статье 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также в названную систему основных гарантий входит федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда. Это закреплено Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 года №1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

— А что с ответственностью работодателя за выплату работникам неофициальной заработной платы?

— Ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, обозначена статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, в статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, статье 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений отнесены к стратегическим национальным приоритетам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом президента Российской Федерации 31 декабря 2015 года.

В настоящее время по статье 199 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность для руководителей за уклонение от уплаты налогов.

По статье 129.3 Налогового кодекса Российской Федерации организацию могут оштрафовать за сокрытие НДФЛ, то есть неуплату или неполную уплату налога.

Помимо «жесткого» подхода к решению проблемы «серых» заработных плат, Правительством принят ряд мер, направленных на стимулирование выхода из «тени». В частности, установлены пониженные тарифы страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые платят своим работникам зарплату не ниже минимального размера оплаты труда. Совершенствуются специальные налоговые режимы, введен налог на профессиональный доход.

Поскольку НДФЛ формирует муниципальные и региональные бюджеты, то на их уровне по всей стране созданы и работают комиссии, рабочие группы по рассмотрению вопросов неформальной занятости и оплаты труда.

— А у нас в районе такая группа есть?

— Да, в администрации муниципального образования Кавказский район, создана и действует межведомственная комиссия по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Краснодарского края по муниципальному образованию Кавказский район и бюджет муниципального образования Кавказский район, которая осуществляет координацию межведомственного взаимодействия по вопросам снижения неформальной занятости, исключения выплаты работодателями нелегальной заработной платы, мониторингу за полнотой и своевременностью выплаты заработной платы. Учитывая реалии настоящего времени, вектор деятельности комиссии смещается на усиление мониторинговой и информационно-разъяснительной деятельности.

Но вместе с тем, обращаю внимание, что законодательством Российской Федерации установлена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, а также за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.

Хочу напомнить о телефонах «горячей линии» — 8 (861-38) 6-74-21 в администрации муниципального образования Кавказский район, 8-918-239-93-42, и 8-918-388-35-87 в ГКУ КК ЦЗН Кавказского района.

— Спасибо, Ирина Ивановна, за то, что предоставили подробную информацию по актуальной теме.

Светлана КУЗНЕЦОВА

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!