Уборочная страда не обещает быть легкой: хлеба полегли

Уборочная страда не обещает быть легкой: хлеба полегли

Июньские дожди и ветер устроили хлеборобам экзамен: положили озимые и горох. Механизаторам ООО «Рассвет» приходиться отстаивать каждый метр посевов.

Уборка пошла

Пять импортных комбайнов «Джон Дир», два отечественных «Торум» и «Лексион», «Дон-1500» вышли на поле, где созрела пшеница среднераннего сорта «Таня». Механизаторы каждый год открывают уборочную с этого сорта. Он и сейчас обнадеживает хлеборобов: первые гектары показывают высокую урожайность. Значит, хозяйство будет с хлебом.

Давно не было такой страды

Года четыре, если не больше, природа так же сильно положила озимые. В этом году пришлось «против шерсти» убирать горох. Комбайны двигались в одну сторону, подбирая горох, в другую шли вхолостую. Теряли время, силы и урожай. Если в прошлом году каждый гектар дал 45-48 центнеров, то в этом году — лишь 34, — рассказывает главный агроном хозяйства Александр Александрович Шевцов.

Механизаторов трудности не останавливают. Опыт, знания и стремление довести начатое до конца помогают им в любых, даже экстремальных ситуациях. В этом году и специальные средства, укрепляющие стебель, не сработали в полной мере. Пришлось на комбайнах ниже опускать жатки с мотовилом, использовать стеблеподъемники.

Для Игоря Скачко, Романа Чичканова, Юрия Лялина, Андрея Коновалова и Сергея Такучева — звено «Джон Диров» — это уже не первая страда. Таких, как Скачко, Лялина и Коновалова знают во всем районе, их имена звучали первыми на минувших жатвах. Михаил Стабровский сел за штурвал комбайна в первый раз. Как и принято в ООО «Рассвет», новичку доверили «Дон-1500». Его задача обкашивать посевы до самых лесополос, очищать зону действий для безопасной уборки.

Жалеем технику. «Дон», видавший все на своем веку, проще восстановить при любой поломке, отечественные запасные части всегда под рукой, — объясняет Александр Шевцов.

У Михаила Стабровского есть хорошая возможность и комбайн освоить, и себя в работе показать. Через этот испытательный срок прошли все новички. Пересев на высокопроизводительную технику, они дорожат ею. Виталий Савицкий и Сергей Бондаренко на этой жатве трудятся на комбайнах «Торум».

Андрею Коновалову вновь повезло, ему доверили новый «Джон Дир», он второй сезон вышел на нем в поле. Секрет его везения прост — большой опыт и ответственность. Несколько лет назад, когда руководство впервые приобрело дорогостоящий импортный комбайн, у исполнительного директора А.Самсонова не было сомнений отдать его в руки Коновалова. Посчастливилось и мне — разрешили подняться в кабину и прокатиться с Коноваловым по кукурузному полю, шла уборка этой культуры.

Николай Терещенко ни за что не променяет свой «Лексион», комбайну немало лет, но он вкладывает в него душу, ремонтирует, бережно эксплуатирует. Агрегат заметно отличается на пшеничном поле — небольшой, компактный, шустро передвигался по ниве, быстрее наполнял бункер.

Только набираем темпы

Жарко. Июльское солнышко припекает. И если бы не легкий ветерок, то работающим в поле пришлось бы тяжко.

Нашим комбайнерам комфортно. На всех комбайнах установлены кондиционеры, — объясняет агроном.

У автомобилистов другой климат. Игорь Величко распахнул дверь «КамАЗа». Его длинномер, так называют автомобиль из-за двух прицепов, ждет своей очереди принять зерно из-под комбайна. Водитель вел диалог по рации с коллегами. Только я хотела взять интервью у Игоря, как ему дали сигнал трогаться. Захлопнув дверь, он нажал на «газ»… У них свой график вывоза зерна на ток. Комбайны время от времени мигали ярко-красными лампочками, подавали сигналы автомобилистам, что бункер полон зерна — пора выгружаться.

Шел третий день, как земледельцы ООО «Рассвет» приступили к уборке пшеницы. Самое хлопотное время. Пограничная влажность зерна не позволяет приступить к делу с раннего утра и не уходить с поля до глубокой ночи.

Сначала определяем влажность вручную, растерев на ладони несколько колосков, затем делаем обмолот на комбайне и влагомером устанавливаем: готово ли зерно к уборке. И последний этап, когда везем на ток машину зерна. Там, разложив его, в нескольких местах теми же приборами уточняем процент готовности зерна, — рассказывает и показывает, как это делают, главный агроном.

Влажность — отправная точка. От нее зависит, когда выйдут в поле комбайны, в котором часу остановятся. Зерно должно заложить на хранение сухим. Конечно, сейчас есть зерносушилки, которые доведут продукцию до нужной кондиции, но производитель не заинтересован в дополнительных затратах. Они станут экономическим бременем, скажутся на себестоимости зерна.

Из года в год

Время приближалось к 16 часам, а в поле кипела работа. Комбайны кружили, поглощая пшеницу метр за метром, гектар за гектаром. К кромке поля приближался «Джон Дир» Коновалова. Створки бункера раскрылись, как цветок лотоса, «расцветшего» над комбайном. Издали машина напоминала инопланетный космический корабль. Воображение тут же нарисовало картинку: вот-вот на крыше покажутся космические гости. Но это всего лишь раскрывающийся бункер комбайна. Еще круг и за створками вырастет горка золотистого зерна.

Короткое интервью у кромки поля, фотосессия и «корабль» Коновалова развернулся на юг, подняв за собой густую тучу пыли с половой.

Земледельцам ООО «Рассвет» предстоит убрать хлеб с двух с половиной тысяч гектаров. И так из года в год, с весны и до поздней осени.

Ольга Васильченко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!