Во время визита епископа Тихорецкого и Кореновского Стефана в город Кропоткин журналисты газеты «Огни Кубани» встретились с владыкой на пресс-конференции в Свято-Покровском соборе
Огромное спасибо вам, владыка, за возможность пообщаться. Вопрос, который сегодня мы не можем и не вправе обойти стороной в тревожное, неспокойное время глобального мирового конфликта и спецоперации на Украине. Роль Церкви и православного христианства в сдерживании общества от тревоги и агрессии.
Мы верим, что существуют три воли: это воля Божья — благая воля, которая ведет человека ко спасению, которая создает жизнь, оберегает ее; воля бесовская — злая воля, которая разрушает человеческое согласие и мир; воля человеческая, которая выбирает либо сторону Божью, либо бесовскую. Когда мы говорим о спецоперации на Украине, о расцветшем там национализме, который никак не согласуется с Божьей волей, мы ясно видим, что там прогрессирует бесовская воля. Ей нужно противостоять, иначе зло победит. Мы молимся за наших воинов и всячески напутствуем, чтобы они мужественно отстаивали Божию правду в этом мире, закон любви, милосердия, сострадания, закон жизни. Мы молимся, чтобы в этом мире фашизма не было.
Проблема отцов и детей. Поколенческий разрыв ощущался всегда, но сегодня в эпоху смартфонов он стал еще шире. Если нет семейного единства, то нет и единства в обществе. Как преодолеть? Может ли Церковь дать рецепт, как прийти к семейной гармонии — основе основ?
Родителям не нужно баловать детей — покупать им слишком дорогие вещи, которые пленят их внимание, их волю, уводят в сторону от жизни, от родительской любви, от обязанностей в семье. У меня четверо племянников. Я противник всех этих гаджетов и потому покупал им самые простые, кнопочные телефоны для связи. И, тем не менее, без новомодных смартфонов они получили хорошее образование — старший окончил педагогический университет, богословский университет, отслужил срочную службу в армии; второй племянник получил сельскохозяйственное образование, третий служит в Вооруженных Силах по контракту, а племянница очень хорошо оканчивает 11-й класс. Конечно, они пользуются интернетом для подготовки к экзаменам, но только в этих рамках. У нас в семье никогда не было каких-то излишеств. И обязательным являлся труд с малых лет: убрать со стола, помыть посуду.
Моя сестра, их мама, держит хозяйство, огород, дети всегда ей помогают. Это хороший стимул — заработать себе пищу, не вырасти дармоедом. Каждый понимает свои обязанности. Я понял, что этот церковный принцип помог в воспитании человека. Тут ничего нет гениального, все просто и давно изведано.
Я благодарен Богу, что такой принцип лег в основу взаимоотношений в семье. Человек замечает жизнь близкого, который рядом. Он не зависит от того самого интернета, у него есть возможность влюбляться, жениться, заводить детей. Это и прекрасный повод потрудиться родителям в воспитании своих чад. Сестра и уроки с ними делала, и книжки читала. Казалось бы, простая сельская женщина, которая могла и не знать основ педагогики, а в итоге они, взрослые ребята, сплотились вокруг нее, матери. Родительская любовь, забота, где-то строгость в воспитании христианской ответственности — это является защитой от пагубной зависимости и основой семьи.
По мере того, как человек становится технологичнее в быту, в интернете, в космосе, он все меньше верит в присутствие Божественного начала. Вера его мельчает. Что делать?
Еще апостол Павел задавался вопросом: почему вера мельчает и исчезает. Эти актуальные вещи из Ветхого завета и новозаветная проблематика. Ведь не технологии являются причиной оскудения веры, а личная нравственность человека. Апостол Павел определил это так: «Люди завистливы, лживы, не почитают родителей». То есть, аморальный образ жизни становился причиной потери веры. Еще Христос говорил: чистые сердцем увидят Бога, то есть стремление исполнить заповеди Божьи, достичь чистоты сердца открывают веру, очищают, превозносят, приподнимают — дают перспективу религиозной жизни. Это и сегодня, и во все времена было актуальным.
Пандемия несколько изменила сознание людей: общество погрузилось в тревогу. Можно ли избавить от этого страха?
Нужно верить в волю Божью. Без воли Божьей волос с головы человека не упадет. Я обратил внимание, что те, кто очень сильно береглись, ограждались от общения — заболели, а то и умерли. А те, кто разумно, без паники, относился к предосторожностям — остались здоровы. Нужно, конечно же, исполнять все санитарные нормы. Бог дал нам разумность не для того, чтобы на что-то худое использовать свои способности и здоровье, свой интеллект. Но превращать это в какую-то фобию, уходить от общения с Богом, от общения с людьми, переводить наше жизненное пространство в концлагерь нельзя. Во все века были эпидемии, города целые вымирали от чумы, оспы, но нужно понимать, почему это происходит. Никогда не бывает проблем на пустом месте. Мы, православные христиане, веруем, что от нашего духовного состояния зависит здоровье нации, всего мира.
Если мы живем правильно, то и результат хороший, и проблем меньше. Если мы нарушаем законы морали христианской этики, Божественный закон, то тогда мы должны ждать, что природа против нас восстанет, она накажет, напомнит. Помните: жизнь скороприходяща и нужно, прежде всего, заботиться о душе, о правильных взаимоотношениях с Богом и людьми, которые вокруг тебя. Иначе придет час твоей смерти, внезапно, как вор ночью, и ты поймешь, что жизнь прожил и ничего не приобрел, и тебя ждет вечная погибель. Когда же человеку подаются испытания, как эпидемия, когда природа восстает, пусть даже в результате техногенной проблемы — это результат греховной жизни людей. Любовь в людях оскудела, если они способны уничтожить себе подобных. Мы должны понимать, что результат нашей бездуховности, безразличие к собственному будущему может закончиться бедой. Бог дает нам испытание, чтобы поняли: мы не вечные на земле, к вечности нужно стремиться, ее еще нужно заработать.
Мы с радостью наблюдаем, как на Кубани и в нашем районе ремонтируются и возводятся храмы. Но есть недостроенная церковь имени Александра Невского в хуторе Лосево. Много лет стоит в кирпичной кладке, стройка не продвигается. Что же делать? Как-то верующие предлагали: если бы был свой приход, священник и службы каждое воскресенье — дело бы пошло вперед.
Что такое строительство сегодня, да и во все времена? Это дорогостоящий процесс. И для того чтобы создать приход, там должна быть община верующих, которая желает каждое воскресенье посещать храм — непросто свечку поставить, а исповедоваться, причащаться, жить литургической жизнью. Если эта община изъявит желание строить храм, тогда и дается благословение на его строительство. Но люди часто даже не понимают той глубины религиозной жизни, которая должна происходить в храме, они не готовы. Начинают строить церковь — кинули по 100 рублей и думают: вот, сейчас стены возведутся. Но это же из области наивной детской фантастики. Когда человек строит дом, он вкладывает в него все свои труды, все средства и еще кредиты берет. Само не построится, нужно трудиться, а иначе стройка будет законсервирована.
Один пример. В нашей епархии есть приход, где прихожане собрались и сказали: нам нужен священник, нам нужен приход, нам нужен храм — дайте благословение. Не знаю, где они брали средства, но они построили храм за три года. Сами! И мы сегодня готовимся его освятить. Причем они перед этим попросили у администрации помещение, где еженедельно совершается литургия, где они исповедуются, причащаются, читают акафисты, молитвы. Это очень крепкая община. Вот образец, когда люди, движимые религиозной верностью, понимают зачем им нужен этот храм. Таким людям и Бог спомоществует, и люди идут навстречу, да и сами свое приносят. Это их родной храм, это их дом. Это пример для тех, кто желает принимать участие в храмостроительстве. И только тому, кто трудится, Бог помогает.
Одно время говорили, что в наш Покровский собор с визитом прибудет сам патриарх. Насколько это возможно?
Все возможно верующему. Святейший обещал приехать в Тихорецк, в центр епархии, но пандемия помешала. Это реально вполне. Спаси, Господи.
Подробнее о храме в хуторе Лосево читайте наш материал Христианская судьба