Накануне Дня социального работника, корреспондент «ОК» примерила на себя эту непростую профессию
С Натальей Ерошенко мы заранее договорились о встрече в одном из районов города. К 8 часам утра я подошла к указанному месту и уже издалека увидела улыбающуюся женщину, это была она, соцработник.
Мы снова друг другу представились и быстро двинулись в путь к первой подопечной Натальи. Я предполагала, что работать в этой сфере непросто, ведь далеко не каждый человек способен разделить чужую боль и поддержать в нужный момент. В социальной службе Наталья Ерошенко оказалась по воле случая, но сегодня уверена: именно в этой работе — ее призвание.
— Долгие годы я работала совершенно в другой сфере — воспитателем детского сада, но в 90-е годы в организации начались сокращения, пришлось искать новую работу, — рассказывает наша героиня. — Сначала была предпринимателем, а затем знакомая порекомендовала мне свободную вакансию социального работника, вот и тружусь здесь уже шесть лет.
Душевное тепло для одиннадцати подопечных
Работа с пожилыми людьми требует большого терпения, умения сопереживать, готовности прийти на помощь, отсюда у меня и напросился вопрос! А тяжело ли приходится морально? И в это же мгновенье наблюдаю в ее глазах слезы, с дрожью в голосе она отвечает мне:
— Нужно быть обязательно стрессоустойчивой, а я, знаешь, такая — на все реагирую, все через себя пропускаю. Прихожу один раз к своей подопечной, а у нее на окне стоит тарелка, я и спрашиваю: «А это что?», а она мне говорит: «Это я кашу ела и тебя в окно выглядывала», как тут не растрогаться? Ухожу, а душа болит и думаю: «Как она там?», бывает и звоню посреди рабочего дня, узнаю, может, что-то тревожит. Стараюсь быть всегда на связи. Главное слово — оно ведь лечит, важно поговорить и дать оптимистичный настрой.
Сколько клиентов — столько и характеров. И терять своих подопечных просто невыносимо, все равно, что родной человек уходит. Пенсионеры тоже успевают прикипеть душой к своим соцработникам настолько, что тяжело переживают, когда они уходят на больничный или в отпуск.
— Была у меня женщина, Анастасия Петровна, у которой умерла дочь. Сын ее жил в Германии и каждый день ей звонил на домашний телефон, а она все плакала и плакала, навзрыд. Он меня очень просил с ней поработать. Я ей рассказывала, что мир такой, что мы все из него рано или поздно уходим. Вот так благодаря слову потихоньку, потихоньку все наладилось. А провожала она меня как — всегда смотрела в окно и просила помахать на прощание, важно ей было это общение, но, к сожалению, Анастасии Петровны не стало...
Конечно, чтобы заслужить такое отношение к себе, надо добросовестно и с любовью работать не один год, быть терпеливым, внимательным, уметь поддержать добрым словом, поднять настроение, чтобы пожилой человек понял, что он по-прежнему нужен окружающим.
— Они у меня самые лучшие и одни из самых близких мне людей. Я отношусь к ним с большим уважением и любовью, как к своим старшим и мудрым наставникам, почти как к родителям. Никогда у нас не возникает никаких конфликтов. Я свою работу люблю, — рассказывает Ерошенко.
Дойти до каждого
Рабочий день социального работника длится с восьми утра и до пяти вечера. Поход в магазин за покупками или за лекарствами в аптеку, оплата по счетам за коммунальные услуги, уборка квартиры и необходимая работа по дому, приготовление пищи, стирка и глажка белья — это далеко не полный список услуг, которые предоставляет наша труженица. Приходится заниматься и бумажной работой: помогать оформлять пенсию, субсидии, льготы.
В официальном списке социальной помощи есть проведение бесед, выслушивание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса пожилых людей. Но без этого не обходится ни один визит к подопечным, многим из них, кроме как соцработнику, излить душу попросту некому.
За Натальей числится 11 получателей социальных услуг, причем, одни проживают в центральной части города, а другие — в северо-восточной. Соцработник навещает каждого дважды в неделю, в день нужно обойти пять-шесть человек.
За нашим разговором я и не заметила, как мы уже подошли ко двору Ольги Семеновны, первой на сегодня подопечной Натальи. Стучим в дверь и заходим на порог дома, там нас сразу встречает Фунтик, собака пожилой женщины, питомец узнал Наталью и завилял хвостом, чует родное, а вот меня с осторожностью начал обнюхивать. Ольга Семеновна вынесла нам из комнаты подготовленный список продуктов и мы, чтобы не терять ни секунды, моментально двинулись в путь. Я удивилась, как Наталья ориентируется в городе, в ее голове будто бы встроен навигатор, который сразу проложил нам удобный и самый короткий маршрут до нужных точек.
Мы быстро забежали в аптеку и продуктовые магазины, затем нам предстояло посетить утренний рынок. Наталью многие узнают, здороваются, она здесь частый покупатель.
— Продукты выбираю как для себя, ищу все самое свежее и чтобы цена не кусалась, стараюсь купить все четко по списку, если чего-то не нахожу, звоню и уточняю, можно ли чем-то заменить, — рассказывает соцработник.
Удивилась я и с какой скоростью мы совершали покупки. Наталья постоянно повторяла: «На счету каждая секунда!», это и правда, на одного человека выделяется полтора-два часа, а успеть нужно многое. Спешим назад — домой к Ольге Семеновне.
— Иногда все сделаешь, уже собираешься уходить, но не можешь: что-то беспокоит пожилого человека, он расстроен, а значит, обязательно нужно поговорить. И когда после душевной беседы говорят, что на сердце стало легче — значит, труд твой не напрасный. Но и подопечные понимают, что время мое ограничено, поэтому стараются не задерживать меня лишний раз, — рассказывает Наталья.
Не в службу, а в дружбу
Вернувшись в дом к подопечной, каждый принялся заниматься своим делом, Наталья взялась за уборку — протереть пыль и помыть полы нужно обязательно, а пока она выполняла свои обязанности, мы с Ольгой Семеновной разговорились, она рассказала мне, что ее дети живут не близко, навещают по возможности. Пожилая женщина признается:
— Не знаю, что бы я делала без своей помощницы! Наталья — прекрасный человек, добрый, душевный, отзывчивый. Приходя в дом, первым делом интересуется моим настроением, здоровьем. Аккуратно выполняет все мои поручения. Наташенька все делает на совесть и с душой. Сразу заметно, что работа для нее — искреннее желание быть нужной и полезной.
Закончив все дела по дому, Наталья принялась заполнять журнал посещений, это обязательная часть работы, не заполнила — значит не приходила, все серьезно.
— Это тетрадь учета предоставленных социальных услуг и проведенных взаиморасчетов. «Бухгалтерия». Здесь вся моя работа отражена. Деньги — это ответственность, нужно быть внимательной. Все подсчитать правильно, сдачу дать, поэтому важно сохранять все чеки, — говорит Наталья.
Ольга Семеновна расписалась в документе, мы попрощались, и перед нашим с Натальей уходом пожилая женщина попросила меня написать о ее соцработнице только хорошее. А Наталья немного засмущалась: сказала, что хорошо работает не ради похвалы.
Говоря о своей профессии, Наталья Ерошенко признается: иногда бывает непросто, но желания сменить сферу деятельности у нее не возникало никогда. Социальная работа — это возможность сделать лучше мир вокруг и измениться самому, становясь терпимее, внимательнее, добрее.
После наши пути с Натальей разошлись — я поспешила в редакцию, а социальный работник отправилась в район «Радиостроя» к следующей своей подопечной. Захожу в кабинет, на часах 9.55, решаю проверить шагомер, показывает 12 тысяч шагов, за два рабочих часа пройдено больше моей дневной нормы. Труд титанический, не только морально, но и физически. Вспоминаю улыбку Натальи, и на душе становится сразу тепло. Хорошо, что среди нас есть такие люди, как она.
Наша справка
В настоящее время Кавказский комплексный центр социального обслуживания населения Кавказского района самое многочисленное учреждение муниципалитета.
Он объединяет 27 отделений социального обслуживания на дому, в которых трудятся 290 социальных работников, оказывающих помощь 2833 пожилым гражданам, инвалидам; два отделения срочного социального обслуживания; отделение ночного пребывания для лиц без определенного места жительства, отделение помощи семье и детям, организационно-методическое отделение, отделение развития инновационных форм социального обслуживания, которое объединило специалистов, оказывающих услуги: «вторые руки», компьютерный класс для пенсионеров, «школа» обучения родственников навыкам общего ухода за пожилыми гражданами, мобильная бригада для оказания неотложных социальных услуг, консультирования граждан.
В канун профессионального праздника соцработников Вениамин Кондратьев отметил, что их работа одна из самых нужных и человечных профессий, представители которой всегда думают о благе ближнего.
– На Кубани всегда были сильны традиции милосердия и взаимопомощи. Вы доказываете это изо дня в день, помогая тем, кто требует особого внимания и поддержки. Забота о гражданах пожилого возраста, людях с ограниченными возможностями здоровья, семьях и детях, попавших в трудную жизненную ситуацию – непростая, но крайне важная миссия. Вы целиком отдаете себя избранному делу, – сказал глава региона.
Глава администрации напомнил, что соцработники всегда умеют приободрить и найти нужные слова, проявляют самоотверженность благодаря открытым и добрым сердцам.
Алеся Зайцева
Фото автора