«По следам педучилища». Ветеран педагогического труда Елена Ивановна Титова — выпускница Кропоткинского педагогического училища
Публикация о судьбе Кропоткинского педагогического училища («ОК» №19 «По следам педучилища») оставила больше загадок и вопросов, чем архивных фактов. Хотелось найти на них ответы. И надо же, провидение посылает счастливую встречу.
Госпожа Удача
Как-то на одном из мероприятий посетовала начальнику районного управления образования Седе Демченко о том, что среди учителей района не могу найти тех, кто оканчивал Кропоткинское педучилище. Седа Григорьевна тут же отреагировала:
— Так это же Елена Ивановна Титова, моя старшая коллега. Мы с ней работали в городской школе №6. Я совсем еще молодой педагог, она — с большим стажем работы. Елена Ивановна училась в Кропоткинском педагогическом училище. Оно размещалось в здании нынешней вечерней школы. Помню, рассказывала мне: в подвале располагался актовый зал, где студенты танцевали.
Так я встретилась со студенткой педучилища 1947 года, с человеком удивительной судьбы. Это и стало продолжением рассказа о Кропоткинском педагогическом училище.
Елена Ивановна Титова — удивительный человек. Она 60 лет работала в школах Кропоткина учителем, завучем, директором. Была и практика воспитателя детского сада на заре педагогической жизни.
В 84 года она вышла на пенсию. В начале мая этого года ей исполнилось 90 лет. Педагоги двух поколений встретились в городской школе №6. Елена Ивановна Титова ее возглавляла, а Седа Григорьевна Демченко начинала свой учительский путь. Так получилось, что Елена Ивановна и передала бразды правления школой Седе Григорьевне.
Елена Титова охотно согласилась рассказать о своей юности, обучении в Кропоткинском педагогическом училище.
Студентка из Привольного
— Окончив семь классов в школе хутора Привольного, я поступила в Кропоткинское педагогическое училище. Шел 1947 год. Детвора совхоза «Кропоткинский», где я жила, посещала начальную школу поселка. После четвертого класса ходила пешком в Привольный, где была семилетняя школа. Семь километров утром и столько же на обратный путь после занятий. Годы обучения в училище прошли в Кропоткине, где в это время жила старшая сестра, — вспоминает Елена Ивановна.
Училище располагалось в здании, где сейчас находится вечерняя школа, неподалеку ему принадлежало еще одно помещение. Там, как помнит Елена Ивановна, размещались мастерские. Девочек, как ни странно, учили плотницким навыкам.
— Мальчиков среди студентов училища не было, — уточняет Титова. — Один единственный юноша был в нашей группе, но его вскоре призвали в армию. Учитель истории подшучивал: «Ну что, солдатки, одни остались?».
Студентка не знает, принадлежала ли училищу столовая, в которой они питались один раз в день. Учащимся выдавали каждый день по талону, и они ходили в общепит (здание, где сейчас находится «Инвест-банк» в переулке Коммунальном).
Четыре года пролетели быстро. Выпускницы освоили программу восьмых-десятых классов, педагогику и психологию, прошли педагогическую практику в двух городских школах на улицах Л.Толстого и В.Чапаева.
— В основном нас направляли на работу в республики Средней Азии, Азербайджан. Некоторым успешным выпускникам предлагали продолжить обучение в педагогических институтах.
Так Титова оказалась в Ростовском пединституте. В это время в училище работало только очное отделение. Краевед М.Ф.Чередник, кстати, учитель математики педучилища, в своей книге о Кропоткине пишет, что учебное заведение, просуществовавшее 26 лет (с 1930 по 1956 годы), выпустило стационарно и заочно, через курсовую подготовку 8000 учителей начальной школы.
— В 1956 году училище расформировали, студентов перевели в Усть-Лабинское педучилище, — вспоминает его выпускница.
По каким причинам — неизвестно, краеведы об этом тоже умалчивают. Работникам районного архива теперь понятно, почему в их фондах нет основных документов училища. Они были переданы в Усть-Лабинское училище, а в Кропоткине остались лишь невостребованные.
Память — живой архив
Человеческая память удивительный инструмент, она хранит детали, отдельные эпизоды, даты, имена. И это ценно, наряду с бумажными носителями с печатями и подписями ответственных лиц.
У Елены Ивановны нет ни одной фотографии той поры. Послевоенное суровое время. Она отмечает, что нет даже фотоснимка всего выпуска. Зато Титова помнит подвальное помещение училища, где размещался актовый зал. Здесь студенты собирались на вечера, танцевали, тут проходили все мероприятия. Еще Елена Ивановна назвала имена учителей, которые работали в училище, это — М.Ф.Чередник, Р.В.Игнатова, М.В.Турищева, К.Ф.Бучельникова, Н.В.Татанов, Б.Д.Джугань, А.Д.Ухов, С.П.Белоконев. Учителя музыки Сергея Павловича Белоконева выпускница запомнила особо. Студенты играли на фортепиано и виолончели. Имя учителя физкультуры Елена Ивановна не вспомнила, а картинка как бегали кроссы по улице Красной врезались в память. Будущие учителя начальных классов очень уставали от многочисленных дистанций.
М.Ф.Чередник в своей книге отметил, что длительное время директором училища работал И.Д.Ченгарев, завучами И.Н.Гаврилец и В.У.Леонова.
Не ставлю точку
Жизнь Кропоткинского училища после встречи с Еленой Ивановной Титовой обрела реальные черты. Но это далеко не все. Хотелось бы узнать новые факты, послушать чьи-то воспоминания, увидеть документы об учебном заведении. Просьба откликнуться на газетные публикации остается в силе. Ждем читательские отклики.
На фото: Здание педучилища, которое было разрушено во время войны. Сегодня в нем располагается вечерняя школа. Фото предоставлено Кропоткинским музеем.