Постоянный даритель краеведческого музея Кропоткина Алексей Водопьянов передал в фонды ценные фотографии

Постоянный даритель краеведческого музея Кропоткина Алексей Водопьянов передал в фонды ценные фотографии

На снимках запечатлены бойцы Красной армии (фамилии и имена, к сожалению, восстановить невозможно). Но сами фотографии, несмотря на небольшие размеры (самый крупный 9,5х6,5 см) отлично сохранились. Объединяет эти черно-белые карточки то, что красноармейцы на них держат в руках оружие (или же на фоне оружия), которое можно идентифицировать.

В большинстве случаев, когда воин делал фото для отправки родным в тыл, он снимался в полный рост или крупным планом лицо, один или с друзьями, но, конечно же, не во время боя с оружием. Кадры, где запечетлен момент сражения, — яркое дополнение для музейных экскурсий и мероприятий с применением мультимедийных средств, ведь они — подлинные свидетели военного времени.

Подпись под фото №1:Снимок с изображением боевых товарищей сделан 22 сентября в первом послевоенном году.

На обороте фото есть подпись: «Комендантские патрули г.Тангерлюнде (Германия), с Паповичем». Трудно установить, кто из бойцов на фото Папович и кто его товарищ. Для нас ценно то, что боец держит наперевес ППШ — пистолет-пулемет Шпагина образца 1941 года. Это автоматическое ручное огнестрельное оружие для ведения огня очередями и одиночными выстрелами.

На вооружение Красной армии ППШ принят 21 декабря 1940 года. При прицельной дальности 500 м, действительная дальность огня очередями составляет около 200 м, — показатель, ощутимо превосходящий средний уровень оружия этого класса. Кроме того, благодаря использованию патрона 7,62х25 мм ТТ, а также сравнительно длинному стволу, была достигнута значительно большая дульная скорость пули (500 м/с против 380 м/с у МП-40 и 290 м/с у пистолета-пулемета Томпсона). Высокая скорострельность, с одной стороны, приводила к большому расходу боеприпасов (за что получил прозвище «пожиратель патронов»), и быстрому перегреву ствола, с другой — обеспечивала высокую плотность огня, что давало преимущество в ближнем бою. К концу войны пистолетом-пулеметом Шпагина было вооружено 55% бойцов Красной армии.

На фото №2 военных лет — боец Красной армии показывает новобранцам устройство самозарядной винтовки Токарева образца 1940 года.

В этом году, с учетом опыта советско-финской войны, конструктор Ф.В.Токарев модернизировал сконструированную им же ранее винтовку, усовершенствованная СВТ-40 была запущена в серийное производство. Многие бойцы, в основном пехотинцы, приписывали СВТ, прозванной из-за созвучия «Светой» или «Светкой», капризный женский характер. Отмечалась склонность ствольной коробки к деформации и недостаточная прочность узла запирания. В обучении, обращении и уходе вызывала нарекания сложность самой системы. Например, перестановка газового регулятора была невозможна без ключа. Из-за утери какой-либо мелкой детали, их у СВТ было большое количество, из строя выходило около 31% винтовок (для сравнения: у магазинной винтовки обр. 1891/30г. этот показатель — всего 0,6%).

Свои лучшие качества винтовки Токарева раскрывали в руках профессионалов. Группы специального назначения НКВД и войсковой разведки предпочитали брать во вражеский тыл СВТ. На протяжении всей войны эти винтовки успешно применяли морские пехотинцы и бойцы морских стрелковых бригад. Вполне надежно работала «Светка» в руках умелых снайперов. Легендарная Людмила Павличенко, уничтожившая более 300 солдат и офицеров противника, пользовалась СВТ-40.

Всего было произведено около 1,7 миллиона экземпляров различных модификаций винтовки Токарева. Производство СВТ окончательно было прекращено приказом Государственного Комитета Обороны от 3 января 1945 года.

Подпись под фото №3: Бойцы Красной армии ведут авиабой за пулеметом ДШК.

Крупнокалиберный пулемет Дегтярева-Шпагина образца 1938 года — станковый пулемет, созданный на основе пулемета ДК и использующий патрон 12,7х108 мм. Принят на вооружение РККА 26 февраля 1939 года под обозначением ДШК. «Душка» — так ласково солдаты расшифровали аббревиатуру.

Основная задача ДШК — борьба с воздушными целями, в качестве средства ПВО этот пулемет активно использовался не только на суше, но и на флоте. С первых дней войны как зенитное средство ДШК отлично себя зарекомендовал. Так, например, 14 июля 1941 года на Западном фронте в районе Ярцево взводом из трех пулеметов было сбито три немецких бомбардировщика, в августе под Ленинградом в районе Красногвардейского Второй зенитный пулеметный батальон уничтожил 33 самолета противника. Противотанковая роль пулемета была малозначительной, однако он мог противостоять легким бронемашинам. В последние годы войны ДШК активно использовался в городских боях, легко пробивая различные укрытия.

Кстати, своеобразное «признание» пулемет заслужил у противника: германская армия, не имевшая штатных крупнокалиберных пулеметов, охотно использовала трофейные ДШК.

После модернизации в 1946 году пулемет поступил на вооружение под названием ДШКМ.

Подпись под фото №4: Военнослужащие Красной армии загружают военную технику в вагон.

22 июня 1941 года приказом Народного комиссариата путей сообщения движение поездов было переведено на особый военный график. Он предусматривал продвижение в первую очередь воинских эшелонов и грузов, связанных с мобилизационными перевозками.

Северо-Кавказская железная дорога с октября 1941-го по сентябрь 1943 года частично находилась в оккупации. Почти 2 млрд рублей в довоенных ценах — таков ущерб, нанесенный фашистами Северо-Кавказской дороге при отступлении. Было разрушено и повреждено 2,5 тысячи больших, малых и средних мостов. Чтобы как можно скорее открыть движение, железнодорожное полотно восстанавливали в кратчайшие сроки. При этом противник ожесточенно бомбил строящиеся переправы во время и после их восстановления. Но бомбардировки не останавливали движения поездов более чем на несколько часов. Временами составы двигались со скоростью 5-10 км, но, тем не менее, уже в 1943 году на фронт по Северо-Кавказской дороге было доставлено более 160 тысяч вагонов с различными грузами.

Железнодорожники своим самоотверженным трудом вносили свою лепту в Победу, многие отмечены орденами и медалями. Всего за годы Великой Отечественной войны было перевезено 20 миллионов вагонов с солдатами, снарядами, боевой техникой, продовольствием. Если выстроить эти эшелоны по цепочке, то ими можно всю Землю четыре раза обернуть по экватору.

С.Езаова, экскурсовод краеведческого музея г.Кропоткина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!