Настоятель Свято-Георгиевского храма г.Кропоткина отец Роман о празднике Благовещения
Мы вспоминаем великое событие, послужившее началом спасения человеческого рода. О Благовещении нам повествует евангелист Лука. Некоторые дополнительные подробности этого события мы можем почерпнуть из Церковного Предания.
Пресвятая Дева с самых малых лет пребывала во Святая Святых Храма Господня и, насыщаясь божественной благодатью, достигла высочайшего духовного состояния, какого не достигал никто из людей, стремившихся угодить Богу своими служением и молитвой. Дева избрала для Себя самое скромное положение: захотела, ничем не выделяясь из среды людей и сохраняя свое девство, пребывать в непрестанной молитве за весь мир, совершать служение Богу, просить Его о том, чтобы обетованный Мессия — Христос — пришел для спасения человеческого рода. В те времена девице было невозможно оставаться незамужней, поэтому Деву Марию под видом брака отдали на попечение праведному Иосифу, который в действительности являлся лишь Ее опекуном.
Имя Иисус в переводе означает «Спаситель», а точнее «Спасение Божие».
«И Царству Его не будет конца» (Лк.1, ст.33).
Мы живем вне Царствия Божия только потому, что сами удалились от него по своим грехам и нерадению. Царство Божие уже наступило — Господь Иисус Христос царствует над наследием Божиим. Нет более высшего состояния, чем то, в котором Христос пребывает сейчас, ибо Он не только всегда неразлучен с Божеством Отца и Святого Духа, но и человечеством, сподобившимся непостижимой славы.
Святой Иосиф был уже старцем и вдовцом, когда по откровению его избрали стать обручником Пресвятой Девы. Они жили очень скромно в городе Назарете, который не был примечателен ничем, кроме дурной славы, ходившей о его жителях, как о людях невежественных в религиозном отношении. Праведный Иосиф, хотя и был из царского рода, но об этом мало кто знал, поскольку он по бедности своей имел ремесло плотника.
Согласно преданию, Пресвятой Деве явился Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1, ст.28).
Архангел Гавриил — это один из архистратигов Божиих. По учению священномученика Дионисия Ареопагита, откровение передается постепенно: от высших Ангелов — к низшим, а от низших — людям. Но Пресвятой Деве оно было преподано не через цепочку ангельских чинов, а тем, кто являлся непосредственным созерцателем славы Господней, кто получил великое и непостижимое откровение от Самого Бога.
Услышав такие необычные слова, Пресвятая Дева набрала воды и пошла в Свой дом. По дороге у Нее было время поразмышлять над услышанным, чтобы потом лучше понять и вторую часть Благовещения. Вернувшись домой, Пресвятая Дева вновь увидела Архангела Гавриила.
Сейчас на месте явления Ангела воздвигнут католический храм, под огромным куполом которого находятся сохранившаяся часть комнат дома праведного Иосифа и та горница, где произошло явление Архангела Гавриила.
«И сказал ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (Лк.1, ст.30-32).
Это необыкновенные слова, которые мы с трудом понимаем и вмещаем в свое сознание. Беспредельный, бесконечный и вездесущий Бог не мог в буквальном смысле слова вместиться во чрево Девы Марии. Мы употребляем образное выражение, говоря, что чрево Божией Матери стало «пространнее небес». Правильнее говорить, что Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воспринял на Себя человеческое естество, заимствовав его от Пресвятой Девы Богородицы. И отныне уже непреложно, неизменно, на все века Сын Божий познается не только как Бог, но и как человек, и общается с нами через Свое человечество.
«Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?». «Ангел сказал ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1, ст.34-35).
То есть это произойдет не обыкновенным порядком; но Бог, который может все, сотворит с Тобой необыкновенное чудо. Всемогущий Господь может совершить даже то, что человеческому рассудку представляется невозможным. Пресвятая Дева Мария, уверившись в необыкновенном благовещении, в Своей богоизбранности, произнесла краткие, исполненные глубокого смирения и самоотверженной веры слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1, ст.38).
В это мгновение, когда Ангел еще не отошел от Нее, произошло великое, непостижимое чудо боговоплощения: на Пресвятую Деву сошел Святой Дух и Господь, как сказано в церковных песнопениях, соткал для Себя во чреве Девы Марии багряницу, то есть царскую одежду. Этой одеждой была плоть, человеческое естество Господа Иисуса Христа.
С Боговоплощения началось спасение человеческого рода. Без него не были бы возможны ни существование Церкви, ни вся евангельская история, ни освобождение человека от власти греха. Зачем же Архангелу Гавриилу нужно было приходить к Марии, объяснять, что должно произойти, и ждать Ее согласия. Потому Архангел ждал от Нее согласия, что Бог охраняет человеческую свободу, дарованную нам при сотворении и представляющую собой одну из черт образа Божия в человеке. Ее свободное послушание, свободная любовь к Господу стали необходимым звеном в этом великом деле. В промысле Божием, в спасении человеческого рода незаменимые люди есть. И без этих воистину великих людей не в глазах человеческих, но перед Богом Господь не может исполнить того, что Он намеревается сделать. В этом выражается великая любовь Божия к людям: Он не нарушает их свободы даже из любви к ним.
Отец Роман (Монич), настоятель Свято-Георгиевского храма г.Кропоткина