Живу на две родины
К 80-летию Краснодарского края
Гости района
Наталья Талько — человек жизнерадостный. Счастливая мама троих детей и бабушка четверых внуков. Как чудесно, живо, с руладами и переливами, исполняет она украинские и русские народные песни! Ее обожают все малыши за доброту. Говорит, что любит и Россию, и Украину, ведь жила и живет в обеих странах… Да и сейчас «существует на две земли».
Из Краснодарского края Наталья уехала еще школьницей. Но в советские времена часто наведывалась в станицу Кавказскую — благо, дружеские связи и финансовое положение позволяли. После крушения Союза такая возможность была потеряна. Но в 2000-е, с помощью соцсетей, Наталья нашла свою лучшую подругу. Вновь повидала родные края после огромного перерыва. Когда началась война на Украине, из самого пекла — Горловки, приехала к друзьям, в Кавказскую.
Наталья хорошо помнит, каким был район много лет назад. Ее впечатления — живые, образные, помогают понять, насколько поменялась жизнь к лучшему.
— Впечатления детства: пыльная дорога. Такая, что ноги утопали по щиколотку, как в пушистом ковре. Но с каким удовольствием мы бегали босиком, специально поднимая пыль! Бабушки на улице Красной (я помню такое название улицы Ленина), в станице Кавказской, продающие жареные каштаны. Парикмахерскую на той же улице, в которой работал ветеран Великой Отечественной Георгий Саркисян. Я туда ходила вместе с папой, его там стригли и брили. Почему-то многие брились у парикмахера. Сейчас в станице несколько салонов красоты с целым спектром услуг… А потом отец покупал мне самое вкусное мороженое — пломбир в брикете. Когда мы переехали на Донбасс, там мороженое тоже продавали, в стаканчиках, но оно было хуже. Я до сих пор помню вкус нашего местного, кубанского пломбира. Недавно купила вроде бы такое же — в брикете, но это совсем не то! На углу нашей улицы Мира зимой устраивали горку. Машин не было, и мы катались на санках до тех пор, пока не превращались в ледышки. Там же, на углу улицы, был водопроводный кран, из которого носили воду на коромысле. Сейчас уже всюду удобства, не то, что водопровод — интернет в каждом дворе. Темные улицы (мне кажется, был только один фонарь на целые километры), и страшные истории, которые мы рассказывали друг другу, дрожа от страха. И игры в вечерней темноте: казаки-разбойники, прятки. Хорошо помню свою школу. Сейчас она заметно похорошела, улучшились условия. Теперь это СОШ №12, раньше была школа №1. Раньше существовал рынок возле ДК, настоящий кубанский сельский базар. Сейчас его там нет.
Помню вкуснейшие беляши, которые продавали на ж.д.вокзале в Кропоткине, просто нереально прекрасными казались! Бывая в городе с подругой Таней, мы всегда покупали их. Кинотеатр «Космос» построили еще, когда наша семья не переехала. Его открытие было чудом! Мы с удовольствием ходили на детские и индийские фильмы. Сейчас, говорят, еще лучше. Уникально — 3D кинотеатр в станице, прямо как в мегаполисе! Любили вечером бродить по заснеженной улице Ленина, когда шел легкий снег. И так приятно было смотреть на снежные хлопья в свете редких желтых фонарей.
Еще помню парк возле ДК, которого нет сейчас. И выступления хора (моя мама там пела), и больницу, и даже больничную телегу: на ней врачи ездили на вызовы. Сейчас многое изменилось, конечно, в лучшую сторону: и дома добротнее, и новые постройки, и памятники, которых раньше не было, и аллея, и храм. Все стало красивее. Особенно похорошела привокзальная площадь в Кропоткине, есть замечательный фонтан. Я с удовольствием там бываю. Но мне приятна встреча с тем, что сохранилось с давних времен. Даже нашу хату я обнаружила! Память возвращает меня в далекое прошлое, в мое счастливое детство. Не всегда сытое, но самое лучшее!
В душе моей всегда жила Кубань — край родной, навек любимый. И то, как изменяется к лучшему Кавказский район, благоустраивается, становится похожим на пасторальные европейские городки Кропоткин, меня, несомненно, радует. А еще — так здорово, что при этом ни станицы, ни город не теряют своей самобытности!
Мария Трифонова.