Мастерица сакральных одежд

Мастерица сакральных одежд

Певчая кавказского Свято-Никольского храма Ольга Тимошенко шьет облачения для священнослужителей

В детстве Оля мечтала о профессии врача-хирурга: она частенько представляла себя в белоснежной шапочке, медицинском халате за операционным столом. Но ее талант неожиданно открылся в 12 лет, когда она сама смастерила платье для мамы.

Неожиданный поворот

Уже много лет прошло, а она не перестает удивляться: как это у нее получилось. Хирургом Ольга не стала, в семье на такое обучение не хватало средств. Выпускница средней школы окончила курсы, где готовили мастеров по пошиву верхней одежды.

Работала на Кропоткинском комбинате бытового обслуживания, там и получила профессию. Настоящий цех, оборудованный необходимой техникой, грамотные учителя-производственники. Та школа и педагоги мне многое дали, — вспоминает сейчас Ольга Тимошенко.

Рабочие дни потекли в одном из городских ателье. Пришло время, и комбинатов бытового обслуживания не стало. Да и в ее жизни произошли перемены — Ольга Николаевна пришла
в Свято-Никольский храм, стала одной из прихожанок, а вскоре и певчей на клиросе. Станичный храм только возводили, проблем оставалось достаточно. Много денег уходило на строительные нужды. На облачение не оставалось средств, его тогда можно было приобрести в пошивочных мастерских Троице-Сергиевой лавры.

Одежды настоятеля нашего храма оставляли желать лучшего. Смотрела на них и молилась: «Господи, пошли в нашу церковь портниху», — рассказывает Ольга Тимошенко.

Но выбор неожиданно пал на нее. Настоятель храма отец Георгий предложил отреставрировать священническую ризу.

Мои доводы, что не умею, что это высший пилотаж мастерства, на отца Георгия не возымели действия. Он был непреклонен. Немало пришлось потрудиться, поплакать, помолиться святому Федору Санаксарскому, который имеет благодать помогать мастерам по пошиву священнического облачения. Но что интересно, во мне четко проявилось желание попробовать себя в этом, достичь больших высот именно в создании сакральных одежд, — признается моя собеседница.

За маленькой дверью ризничной

Храмы на Руси до XVII века не отапливались, полы, как правило, были чугунными или каменными. Зимой служение становилось настоящим подвигом для священника. Облачение было призвано еще и согревать, а высокое оплечье защищало от сквозняков. В теплых странах облачение шили из легких тканей.

Священнические одежды из синтетической парчи, искусственного шелка и сегодня летом тяжело носить. Но в наше время парча может быть из хлопка, натурального шелка и металлизированной нити.

Ольга Тимошенко предложила спуститься в нижнюю церковь Свято-Никольского храма, распахнула небольшую дверь и пригласила в ризничную.

В тесном помещении, как в костюмерной, висели облачения: ризы, стихари, подризники, епитрахили, набедренники, поручи, пояса, орари.

Обратите внимание, священнические одежды разного цвета, — стала рассказывать Ольга, — все службы торжественные и наполнены благодатью. Но праздников праздник — Пасха Христова! Мы празднуем Воскресение Господне, а значит жизнь вечную, поэтому-то она самая красивая, торжественная, радостная. Начинают служить ее в белых облачениях, потому что этот цвет знаменует собой несозданный Божественный Свет, освящающий и преображающий творение Божие. Затем священнослужители переоблачаются в красные ризы, потому что это цвет крови, которую пролил за нас Христос.

_На Троицу, в День Святого Духа и вход Господень в Иерусалим служат в зеленом, потому что это цвет вечной жизни — оживотворение. В голубых — на Богородичные праздники, он обозначает особую духовность Матери Божией, высшую чистоту и непорочность. Черный — цвет поста и покаяния. _

В некоторых храмах на Пасху принято на каждой из восьми песен канона менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах иного цвета. В этом есть смысл. Игра цветов радуги соответствует «торжеству из торжеств» — так называют этот праздник.

__— _Кстати, Ольга Николаевна, сохранилась ли самая первая черная риза, которую кавказскому храму подарили священнослужители Покровского собора города Кропоткина?_

Вот она, черная, бархатная, отделанная тесьмой из серебряной металлизированной нити. Она настолько ветхая, что я собиралась ее утилизировать, но после кропотливой работы облачение удалось восстановить.

Ольга Николаевна стала показывать новые ризы разного цвета, рассказывать из каких тканей они сшиты. Остановилась на подризниках — белоснежных одеждах из хлопчатобумажных тканей, льняных, которые священнослужители надевают под ризу. Одна из них привлекала внимание необычным рисунком, нежными светло-кофейными тонами на светлом фоне.

Это благодетели привезли из Греции — отрезы специально для пошива ризы отцу Георгию, — уточнила мастерица.

Удивило, что не только в черные, но и фиолетовые, темно-бордовые фелони облачаются священники во время Великого поста. Интересный факт, каждая деталь одежды священнослужителя имеет определенное значение. Пояс, которым опоясывается батюшка, епитрахиль, которую он надевает через голову на плечи, поручи, которые держат широкие рукава подризника — обязательные атрибуты облачения. В них и сокрыт тот сакральный смысл священнических одежд. Скажем, риза не случайно широкого покроя — она в богослужении указывает на то, что священник совершает таинства не сам, а Божественной силой, что тайносовершитель — Господь.

В оплечье ризы нет никакого картона. Форму держат современные материалы и ткани. Фелонь изначально был древнеримским плащом покроя «солнце». Он полностью скрывал человека, ниспадая до земли. Со временем риза стала короче, до колен.

В церковном искусстве за долгие века многое изменилось. Лишь Священное Писание и догматы остались неизменными. Одежды, живопись, пение и архитектура претерпевали изменения в связи с вызовами времени, тенденциями, иногда даже модой.

В ризничной хранятся накидки из парчи, обрамленные галуном и бахромой, ими накрывают аналои.

Хоругви и башмачок Спиридона Тримифутского

Ольге Николаевне приходится проявлять мастерство не только в пошиве священнического облачения, но и в изготовлении эскизов для других церковных атрибутов. Вышивка на хоругвях выполнена мастерицами предприятия «Символъ», а эскиз для машины, которая вышивает, изготовила Тимошенко. Современной электронной технике необходимо задавать четкую программу, иначе она не выполнит свою задачу.

Немало пришлось мастерице потрудиться над башмачком святого Спиридона, который благодетели подарили настоятелю Новодонецкого храма отцу Александру. Не удивляйтесь. Протоиерей Александр служил в Кавказской, а несколько лет назад был переведен настоятелем в Свято-Троицкий храм станицы Новодонецкой. Башмачок святого Спиридона был настолько мал, что пришлось шить его большой прообраз, заказывать выкройку у сапожника, сострачивать ее, украшать кристаллами Сваровски. Ольга Николаевна выполнила и эту работу, а еще она подарила в эту церковь ковчежек собственноручной работы — для хранения святынь. Она сделала и эскиз креста, который строители должны были изобразить на стенах здания, реставрируемого в поселке Степном под православную церковь.

Костюмы для сказочных героев — ее хобби

Удивительно, что Ольга Тимошенко шьет не только сакральные одежды, но и костюмы для сказочных героев — лисы Патрикеевны, Колобка, Медведя, Зимы, Лета… Но откуда они взялись в православном храме? Расскажем все по порядку.

В Свято-Никольском храме родилась традиция поздравлять детей и взрослых с праздником Рождества Христова. В этот день на церковный двор собирается много народа. Разжигают самовары, кипит чай, на столах – сладости, печенье, булочки, пирожки. Всегда очень трогательно и интересно выступают дети из воскресной школы. Однажды, лет 9-10 назад, накануне выступления юные артисты заболели и, чтобы не прервалась традиция, подключились прихожане, среди которых нашлись творческие люди с актерскими задатками. И праздник состоялся. Выступили удачно, всем понравились ожившие Волк, Лиса, Заяц, Медведь, Колобок, Зима с Дедом Морозом. Так родилась еще одна традиция рождественского поздравления — сказка от взрослых.

Ольга Тимошенко всех героев одела в яркие, красочные костюмы, да и себе присмотрела роль Лисы.

Для меня большое удовольствие шить костюмы. Это — полет фантазии, игра цвета и материалов. Я отдыхаю душой, когда работаю над костюмами, — признается Ольга Николаевна.

Ее персонаж понравился зрителям. Дети узнают ее, при встрече говорят друг другу: «Смотри, Лиса пошла».

Тимошенко, да и другие прихожане отмечают, что не только вера, но и внецерковная работа объединяет паству. Прихожане охотно украшают храм к праздникам, очищают двор от сорной растительности, высаживают цветы, кустарники, даже фонтан построили в центре площади. Активисты не жалеют времени, выходят на субботники, выращивают рассаду цветущих растений, высаживают, и не один раз в год. Сегодня церковный двор благоухает, удивляет малыми архитектурными формами, обилием цветов.

Моя героиня принимает участие в украшении храма и двора к Рождеству. В это время множество срубленных сосен, не проданных на елочных базарах, превращают церковную площадь в сосновый лес. Хвойные деревья, увешанные игрушками и гирляндами, создают атмосферу сказочности и в храме. Вертеп, занимающий главное место, готовят с фантазией — тут и Божия Матерь с младенцем, Иосиф Обручник, волхвы, а ягнята — на настоящей соломе. Электрическая подсветка год от года ярче и краше. В минувший праздник большинством огней сверкала не только церковь, но и двор. Обратила внимание, что многие задерживались у вертепа перед храмом, а некоторые фотографировались на память. Ольга Николаевна убеждена, что прихожане открыли в себе до сих пор дремлющие таланты электриков, строителей, декораторов, артистов. Отец Георгий поощряет добрую инициативу, не сдерживает фантазию, помогает морально, а если надо, то и финансово.

Очень интересно, дружно живется здесь не только детям, но и взрослым. Зайдешь в храм, поставишь свечу, задержишься на церковном дворе посмотреть, полюбоваться, а там глядишь, и вера крепнет, и на службы ходить хочется чаще.

Ольга Васильченко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!