Сегодня Всемирный день защиты прав потребителей
Ежегодно с 1998 года в России 15 марта отмечается всемирный день потребителей. Мероприятия, приуроченные к всемирному дню потребителей, проводятся в целях повышения потребительской грамотности, а также осведомленности о проблемах потребителей и способах защиты их прав. Всемирный день защиты прав потребителей в 2022 году пройдет под девизом — «Справедливые цифровые финансовые услуги» («Fair Digital Finance
Современные цифровые технологии предлагают пользователям совершенно новый и удобный порядок внесения оплаты, совершения платежей, кредитования, страхования и прочих финансовых услуг, существенно влияя на привычный для пользователей образ жизни.
За последнее время, в условиях пандемии, потребители намного чаще стали пользоваться цифровыми финансовыми услугами, так как преимущества развивающихся технологий, к которым можно отнести прозрачность и скорость оказания финансовых услуг, значительны и существенно сказываются на качестве жизни и экономии огромного количества времени.
Важно помнить, что популярные и удобные финансовые инструменты (банкоматы, платежные терминалы, мобильные банки, интернет — банки, электронные деньги и т.п.) не только создают комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать
В условиях настоящего времени, с учетом значительного изменения рынка цифровых финансовых технологий, спрос на пользование финансовыми услугами растет, в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества. Важным является то обстоятельство, что максимально предотвратить возможные риски можно в случае проведения простых мероприятий, а именно: до совершения любого рода операций необходимо удостовериться в полномочиях получателя денежных средств, его правовом статусе, достоверности реквизитов, наличия технических устройств отвечающим общим признакам, без дополнительных и сомнительных устройств и т.д.
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.
В рамках праздника специалистами консультационного пункта для потребителей Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» будет проводиться комплекс различных мероприятий: «горячие линии», уроки потребительской грамотности в образовательных учреждениях, потребительское анкетирование по теме «Справедливые цифровые финансовые услуги», обучающие семинары, общественные акции с раздачей информационных материалов, направленных формирование у граждан навыков ответственного и рационального потребления.
В данном вопросе потребителям поможем разобраться:
— на личном приеме по адресу: г.Гулькевичи, ул.Комсомольская,180 (3-й этаж);
— по телефонам: 8 (861-60) 3-26-61, 8-918-417-48-22;
— дистанционное консультирование эл.почта: gulkevichi_kp_zpp@bk.ru.
С.Воскобойникова, юрисконсульт
Справедливые цифровые финансовые услуги
Цифровые финансовые услуги становятся частью повседневной жизни, в нашу жизнь стремительно вошли цифровые средства платежа и банковские мобильные сервисы.
В целом использование цифровых услуг несет неоспоримые преимущества потребителям в виде оперативности и доступности, однако нельзя забывать о том, что доступность услуги не означает ее безопасность. При недостаточном уровне финансовой грамотности потребителю легко запутаться в огромном количестве предложений. Зато при ответственном подходе значительно повышается взвешенность и эффективность принимаемых финансовых решений.
К финансовым цифровым услугам относятся: банковские операции (открытие вклада, расчетно-кассовые операции); переводы средств; получение кредита/займа; страховые услуги и т.д.
Любые действия на финансовом рынке обязательно должны совершаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».
Наиболее актуальными проблемами в данной сфере являются: не предоставление полной и достоверной информации об услуге/исполнителе; навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя; отказ в предоставлении финансовых услуг; хищение денежных средств со счета потребителя.
Распространенная ошибка потребителя — неоправданный риск в попытке быстро приумножить свои сбережения, это нередко приводит в ловушку финансовых пирамид и других инструментов, обещающих сверхдоход.
Важно! не спешите при принятии финансовых решений, перед сделкой внимательно изучите все документы, соберите и сравните информацию из разных источников.
Советы по безопасности совершения
операций в интернете
* Внимательно отнеситесь к выбору организации, с которой вы взаимодействуете напрямую, именно эта организация принимает от потребителя деньги и поручение на их перевод получателю, а значит, отвечает за качество предоставления услуги.
* Потратьте время на поиск и критическое изучение отзывов и информации о поставщике услуги, особенно если услуга сложная и связана с крупными финансовыми обязательствами.
* Убедитесь, что поняли все основные условия предоставления услуги до того, как нажали виртуальную кнопку, ввели код или выполнили любое другое действие, которое поставщик услуги может расценить как выражение вашего согласия с условиями сделки.
* Оплачивая товары и услуги в интернете банковской картой, убедитесь, что используется технология 3D-Secure (в этом случае пользователя переводят на специальную страницу с полем для ввода кода подтверждения из СМС). При использовании данной технологии, в случае мошеннического списания средств с карты клиента банк может оспорить операцию и вернуть деньги владельцу, однако на это потребуется время.
* Используйте и регулярно обновляйте сложные пароли в приложениях, личных кабинетах и на самих устройствах.
* Не сообщайте пароли никому и ни при каких обстоятельствах.
* Если вы подозреваете, что пароль стал кому-то известен, — немедленно смените его, заблокируйте банковские карты и доступ к интернет-банку.
* Не пересылайте посторонним данные своих банковских карт, паспорта и т.д.
Совершая «простую» операцию, например, пополнение счета мобильного, потребитель даже не задумывается о том, какой путь проходят деньги, кто в этом участвует, и кто несет ответственность, если они «потеряются». В действительности в большинстве процессов, возникающих при цифровизации финансовых услуг, участвует множество организаций, и, если произойдет сбой, найти виновника и вернуть деньги может быть непросто.
Куда обратиться в случае нарушения прав потребителя?
Для получения консультаций по имущественным вопросам вы можете обратиться в Консультационный пункт для потребителей Тихорецкого филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по адресу: г.Гулькевичи, ул.Комсомольская,180 (3-й этаж);
— по телефонам: 8 (861-60) 3-26-61, 8-918-417-48-22;
— дистанционное консультирование эл.почта: gulkevichi_kp_zpp@bk.ru.