Упростят порядок передвижения по автомобильным дорогам крупногабаритной и тяжеловесной сельхозтехники
По просьбе ОНФ Минтранс России пошел навстречу сельхозтоваропроизводителям
12 июля по инициативе Общероссийского народного фронта на площадке Минтранса России состоялось совещание по проблемам передвижения по автомобильным дорогам крупногабаритной и тяжеловесной сельхозтехники. В результате переговоров были достигнуты договоренности о корректировке Приказа Минтранса в сторону упрощения существующего режима в самые короткие сроки.
Проблемы, возникающие при получении специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам сельхозтехники и препятствующие нормальной работе аграрного сектора, сельхозтоваропроизводители поднимают уже не первый год.
Дело в том, что почти вся сельхозтехника является крупногабаритной и тяжеловесной, что согласно Федеральному закону «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» влечет за собой необходимость получения специальных разрешений на движение по дорогам общего пользования.
Порядок выдачи таких разрешений был утвержден приказом Минтранса России еще в 2012 году и вызвал ряд целый ряд вопросов у аграриев. Разрешение выдается в срок до 15 рабочих дней (реально на оформление уходит не меньше месяца) с даты подачи заявления, при этом, такое разрешение дает его обладателю право совершать не более 10 поездок на строго определенном транспортном средстве и по строго определенному маршруту и действует не более трех месяцев с даты выдачи. При подаче заявления необходимо составить схему транспортных средств, в отношении которых запрашивается разрешение, указать их государственные регистрационные знаки (номера), пункты отправления и прибытия, срок перевозки и характеристики груза, массу тягача, расстояние между осями, нагрузку на них и иные сведения.
По словам ведущего инженера ООО «Агрофирма «Прогресс» Владимира Клименко, ограничение максимального количества поездок по одному специальному разрешению до 10-ти существенно затрудняет работу сельхозтоваропроизводителей, поскольку в период посева или уборки урожая интенсивность поездок существенно возрастает и может составлять 30-40 поездок в течение двух недель, что влечет необходимость многократного оформления таких разрешений и, как следствие, труднопрогнозируемый рост расходов: за каждое разрешение нужно уплатить госпошлину в размере 1600 рублей, а с учетом того, что в хозяйстве используется до нескольких десятков, а в ряде случаев — до нескольких сотен единиц сельхозтехники, суммы вырастают соответствующим образом.
Кроме того, требование об указании государственных регистрационных знаков транспортного средства, в том числе прицепа и полуприцепа, в ряде случаев неисполнимо, так как такие знаки предусмотрены только для комбайнов и тракторов и не выдаются на иную сельхозтехнику (культиваторы, плуги и др.), которые зачастую также транспортируются по дорогам, будучи прицепленными к комбайнам и тракторам. В результате, как сообщают фермеры, уполномоченные органы отказывают в выдаче специальных разрешений.
Наряду с этим требует корректировки положение об указании точного маршрута, в отношении которого выдается разрешение. Как отмечают аграрии, маршрут поездки зачастую изменяется накануне исходя из фактических погодных условий и иных сугубо хозяйственных факторов и может включать в себя не только пункт отправления и пункт прибытия, но и ряд промежуточных точек, что не учитывается действующим порядком и автоматически приводит к его нарушению, штраф за которое может достигать 500000 рублей.
В совокупности эти недостатки сложившегося порядка получения разрешений приводят к значительному увеличению финансовых и временных затрат, что напрямую отражается на планировании сельскохозяйственной деятельности, на цены и сроки поставок сельхозпродукции, а в горячую пору уборочных работ влекут простои техники и увеличивают риск потери урожая.
Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации Е.И.Дитрих согласился со многими доводами аграриев и поручил подготовить изменения в порядок выдачи специальных разрешений с учетом особенностей сельскохозяйственного производства. В частности, разрешения на движение сельхозтехники по автодорогам должны будут предусматривать вариативность маршрутов поездки, а при исчерпании лимита поездок новые разрешения в пределах действия первого согласования станет возможным получить по упрощенной процедуре, т.е. без необходимости представления полноценного пакета документов и в более короткий срок.
Участники совещания пришли к выводу, что в связи с отсутствием государственных регистрационных знаков у большинства единиц прицепной сельхозтехники в порядке получения специального разрешения достаточно указания таких знаков только в отношении трактора или комбайна, а все иное прицепное оборудование (культиваторы, плуги и др.) может быть обозначено путем определения в схеме, прилагаемой к заявлению на получение разрешения, предельных габаритов транспортного средства с прицепным оборудованием.
«Совещание показало, что руководство Минтранса России готово идти навстречу аграриям и корректировать порядок выдачи спецразрешений с учетом специфики сельхозпроизводства. Мы надеемся, что уже в самый короткий срок, как нам обещали, к 24 июля, проект изменений в порядок будет подготовлен, и при отсутствии возражений со стороны ГИБДД документ будет подписан немедленно. Это существенно облегчит жизнь фермерам и сельхозпредприятиям по всей стране», — резюмировала итоги совещания депутат Государственной Думы от Краснодарского края, координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Наталья Костенко.