«Двор моего детства». Дом №50 по улице Красной — один из старейших зданий города с особой историей

«Двор моего детства». Дом №50 по улице Красной — один из старейших зданий города с особой историей
ognikubani.ru

Он неизменно приковывает взгляд, как жителей, так и гостей Кропоткина. Двор встретил меня хохочущей детворой на самокатах и февральским солнечным светом, внезапно осветившим всю игровую зону. Привлекательного вида детская площадка, ухоженность территории и теннисный стол — вот что покорило сразу. Однако меня ждут, пора торопиться…

Без года рождения

Наш дом, скорее всего, был построен до революции, а в 30-е годы здесь была основана городская больница и роддом. К сожалению, точной даты рождения дома не знают ни архивы, ни БТИ, ни музей, ни старожилы. Но мы судим по архитектурному стилю, в котором он выполнен. Улица Красная в те времена была сплошь в зданиях, построенных купцами. Поэтому мы можем основываться только на предположениях, — начала повествование домком дома №50 Ирина Петрова.

Населяли дом, в основном, фронтовики, они уверяли, что до оккупации в этом доме был госпиталь для раненых. До сих пор помню фамилии семей воевавших ветеранов: Витвиновы, Шевченко, Ловлинские, Крепышевы, Трикоз, Федотовы, Алексенко. Сначала в квартирах жили ветераны, потом их дети, теперь внуки, а то и правнуки… Целые поколения, вот как! Еще помню, что в доме проживали начальник линейной полиции Иван Кузьмич Гаманков с женой Марией Михайловной и двумя детьми, главный инженер кропоткинского химического завода Владимир Чудаев. И знаете, вне зависимости от того, какой пост или должность занимали люди, все были одинаковы просты в общении, добры и внимательны.

Сама домком дома №50 живет здесь уже 46 лет — переехала сюда в 23 года с мужем и старшим сыном, которому тогда было три.

— _Сейчас сыну уже 50. Позже родились второй сын и дочь, ей, младшенькой, 35. Как они резвились во дворе, мальчишки гоняли в футбол, играли в теннис, лазали по крышам гаражей, веселились, дочка с подружками тут же прыгала на скакалке… Помню я этот двор не только во времена моей молодости, но и в период детства, когда играла с одноклассницей. В 60-х годах домкомом был Петр Васильевич Антошин, и я вместе с его дочкой училась в одной школе №45 им.Дугинец (сегодня лицей №45 им.С.П.Королева), приходила к ним во двор и поражалась красоте большой цветочной клумбы (сейчас на ее месте — детская площадка). Как сейчас помню алые бутоны огромных канн, витал восхитительный аромат. В то время был заведен такой обычай: родители первоклашек провожали их с букетами из тех цветов, что росли на этой роскошной клумбе. Люди были более отзывчивыми, открытыми. К примеру, на субботник выходил весь двор, никто не раздражался, не пытался улизнуть с работ. Стоило о чем-то попросить — каждый с готовностью предлагал свою помощь. На сегодняшний день на субботники выходят только жильцы преклонного возраста, молодежь не допросишься, но я не жалуюсь, наверное, время такое. Даже дети не особо играют, сидят, уткнувшись в телефоны. Еще о чем болит мое сердце, так это о том, что дом у нас внешне не очень ухоженный. В 2012 году был ремонт кровли и электрики, в 2017 году обещали отреставрировать фасад, но в итоге работы перенесли на 2032 год. _

_Одно из моих самых теплых воспоминаний: когда женщины собирались пить чай под большим каштаном за специально установленным там столом, рядом наши мужья играли в домино либо шахматы. Были у нас Владимир Иванович Трикоз и Василий Никитич Битюков — заядлые шахматисты. Здесь же наша детвора в футбол играла так лихо, что даже выбивала стекла из окон дома. Мы ругались, конечно, но что поделать, дети… Дружбы было много, тепла. Воспоминания о тех временах частенько греют мне душу, — _говорит Ирина Григорьевна.

Прекрасное время

Ее дочь, Виолетта Клехта (по мужу) также помогла дополнить воспоминания мамы, но уже глазами другого поколения:

Играли с подружками в резиночки, чехарду, казаки-разбойники, качались на качелях, падали, поднимались и вновь — стремились покорять высоту. Словом, обычное советское детство без телефонов, компьютеров и интернета. Шумной ватагой выбегали с подружками во двор: скакать, хохотать, играть в догонялки. Самое страшное было, когда наступало время обеда и окрик мамы: «Виолетта, быстрее домой, обед на столе!». И ты понимаешь, что если зайдешь, то можешь уже на улицу не выйти — не отпустят… Одним словом, прекрасное было детство. Сейчас уже совсем другое поколение пришло нам на смену, дети не такие дружные, они обособленные.

Согласись, наше детство — счастливое!

К семейным воспоминаниям присоединилась и старожил дома 73-летняя Надежда Васильевна Шевченко.

Мы переехали в этот дом с семьей: мамой, папой и бабушкой, когда мне было около десяти лет. На тот момент здание находилось в процессе капитального ремонта, дом штукатурили, двора как такового не было, все было в ямах, буграх. Тем не менее, для нас он был прекрасен. Может, потому что мы были детьми. Помню, как делая уроки, то и дело отвлекалась на хозяйственный двор, любовалась лошадьми, их грацией. В то время машин почти не было в городе, на лошадях по Кропоткину развозили молоко, хлеб, колбасы.

Помню, в детстве нам очень нравились подвалы, они нам казались таинственными, любили с друзьями их исследовать. Чердак был еще одним излюбленным местом для игр. Летом катались на велосипедах, их в то время было мало, два-три «велика» всего, но гонял на них весь двор.

В трех подъездах нашего дома были сквозные проходы (то есть, со двора через них можно было спокойно выйти на улицу) и там были встроены две однокомнатные квартиры. В одной из них была контора, а вторую «однушку» оформили как детскую комнату. Так вот долгими зимними вечерами некоторые жильцы нас, детей, там собирали петь. Один паренек по фамилии Алексенко замечательно играл на аккордеоне, музыкальный слух у него был очень хороший, он наигрывал популярные в то время песенки, которые слышал по радио, а потом разучивал их с нами. Так нас даже приглашали на городское радио! Концерты во дворе устраивали на майские и ноябрьские праздники. С подружками украшали двор, беседку бумажными флажками, сделанными своими руками.

И, согласись, наше детство — счастливое, несмотря на то, что послевоенное, — обратилась к своей соседке Ирина Григорьевна.

Петров, Уловистов, братья Алексашкины и другие дети, лето 1984г.
Петров, Уловистов, братья Алексашкины и другие дети, лето 1984г.

Да, согласна. Отличительная особенность — это то, что родители не боялись за нас, могли пустить погулять куда угодно. Нравился нам «Кадушкин лес» — это излучина Кубани, мелководье. Так мы могли при желании с походом неделю там прожить. А самому старшему в нашей компании было лет 14-15. Или два дня на «Палашку» в поселок Красносельский пешком ходили с одной палаткой на десять человек. А сейчас кто пустил бы?! Даже, когда я стала мамой, уже не могла спокойно отпускать своих детей на прогулку, так как переживала за их безопасность.

Для счастья много не надо

После беседы с жильцами дома №50, который украшает центр Кропоткина, у меня сложилось стойкое ощущение, что счастье складывается из мелочей. И для того, чтобы его почувствовать много не надо — можно всего лишь обратить внимание на красоту цветов, деревьев, насладиться теплой беседой за чашкой чая с близкими людьми и просто радоваться жизни.

Диана Пивень

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!