Товарищ Жуков
Юбилейные дни рождения отмечают 23 февраля Евгений Петрович и Галина Васильевна Жуковы
Евгений Петрович Жуков хорошо известен в Кропоткине. Более 25 лет он работал на крупнейшем в городе предприятии — химическом заводе, который возглавлял 11 лет. Под его началом это производство стало одним из ведущих по выпуску новой химической продукции не только в крае, но и в Советском Союзе. Да, с распадом большой страны не стало и большого завода. Но успешно функционирующее в прошлом предприятие оставило такое наследство городу, которое еще много лет прослужит горожанам.
Заводское наследство
Химзавод построил в Кропоткине 17 домов по 100 квартир, шесть из них — в годы директорства Евгения Жукова. В этом же ряду — детский сад, общежитие. На строительство городской поликлиники предприятие внесло львиную долю средств, построило за свой счет галерейный переход из поликлиники в стационар. В начальной стадии строительства жилого массива в микрорайоне №1 основной газопровод и водопровод были построены за счет химзавода. На расширение санитарной зоны и расселение из нее жителей Госплан СССР (легендарно могущественный в те времена орган с большими деньгами, полномочиями и возможностями) выделял средства на гражданское строительство химзаводу. И вместе с «отселенцами» получали жилье заводчане. От четырех до семи лет в то время ждали работники получение квартир.
Оборотная сторона медали
Но бедой завода была экологическая проблема. Выбросы, лигнин, загрязненные сточные воды вызывали нарекания горожан. Не было в то время разработок промышленного проекта, который был бы применим к заводским условиям, чтобы снять эту проблему. План был господином. Но завод искал самостоятельно решения, чтобы облегчить городу экологическое бремя.
Случались и курьезы. Многие кропоткинцы помнят, как дружно все обвиняли химзавод в том, что в округе напрочь перестали плодоносить огурцы, якобы из-за выбросов. Однажды сердитая огородница лично попеняла директору, что-де предприятие своим выбросом в одну ночь извело ее огуречные грядки — плети пожелтели. На что директор чистосердечно ответствовал: химзавод уже месяц, как остановлен на капремонт… Но байки байками, а вред для окружающей среды был. Химзавод по мере сил боролся с последствиями. Предприятие построило очистные сооружения в микрорайоне №2. И, кстати, город вместе с ними получил возможность после 1972 года строить многоэтажки.
Хождение во власть
В 1993 году Евгения Петровича Жукова пригласили работать в администрацию города. Опыт управленца, производственника, хорошо знающего строительство, промышленность, инфраструктуру города, говорил в пользу его кандидатуры как первого заместителя главы Кропоткина. Это были труднейшие времена для экономики города. Акционировалась железная дорога — крупнейшая градообразующая единица, сбросив на город социальную сферу: жилье, школы, детские сады, коммунальную инфраструктуру. Неплатежи, угрозы отключения электроэнергии, газоснабжения. И все впервые: ни хоженых путей, ни готовых алгоритмов действий. Главное, что удалось в те годы сохранить экономику города, несмотря на то, что перестали существовать такие крупные предприятия, как консервный завод, мясокомбинат, химзавод, объединение «Кубаньводреммаш», завод «Радуга». Но продолжали работать школы, больницы, детские сады, учреждения культуры. Городская команда управленцев, в которую входил и Евгений Петрович Жуков, насколько возможно, выравнивала ситуацию. Испытанием стало подтопление лета 2002 года. К 1 декабря 100 семей, чьи дома были разрушены водой, получили новое жилье. Кропоткин первым в крае решил эту проблему. Большой блок вопросов взял на себя Жуков.
Принцип отставки
В 2003 году Евгений Петрович ушел в полную отставку. По его убеждению, уходить с поста надо тогда, когда «еще не отпускают». Теория его проста: если приходит поколение, которое мыслит иными категориями и успешно применяет новые подходы к решению проблем, необходимо уступить им дорогу.
Семейная соратница
Все годы насыщенной производственной и управленческой деятельности Евгения Петровича всегда рядом, рука об руку, шла верная жена, заводская соратница Галина Васильевна Жукова. Единомышленница мужа на химическом заводе, она завершила свою работу в должности руководителя тех.отдела. Берегиня домашнего очага и семейного благополучия, дома, она вырастила и воспитала вместе со всегда занятым мужем замечательного сына. С Евгением Петровичем они вместе уже 53 года. И ни время, ни возраст, ни перемены в их жизни уже не убавят той теплоты и уважения, с которым говорит о жене муж.
Так все начиналось
Стал родным чете Жуковых Кропоткин, к которому они прикипели душой и делом, который они не покинули даже ради Ленинграда, куда их приглашали как специалистов. Кропоткин стал их родиной. Хотя родился Евгений Жуков в Воронежской обоасти, а с началом Великой Отечественной войны, когда его отец, Петр Михайлович, ушел на фронт, мама с Евгением перебралась в Ейск, к дедушке с бабушкой. Дед Михаил Ипполитович был уважаемым в городе человеком: директор школы, он преподавал русский, литературу, историю, латынь. Малый возраст Жени оградил его память от военного лихолетья. Но отдельные моменты отпечатались в памяти мальчишки.
Детские воспоминания
Хорошо он запомнил подвал, где стояла детская кровать и прилепились оплывшие свечи. Здесь семья спасалась от бомбежек. Удивительный эпизод той поры помнит Евгений Петрович по сей день. Рядом с ними на улице жила пожилая чета: Филатовна и ее казаковатый муж. У семьи был дворовый пес, который загодя предупреждал людей о надвигающейся бомбежке: собака чуяла гул фашистских бомбардировщиков и начинала завывать, что служило людям знаком — немедленно в бомбоубежище! И совершенно спокойно вела себя ушлая дворняга, когда издалека был слышен звук летящих советских самолетов. Запомнил Евгений и День Победы. В тот ясный и солнечный день мама с Женей отправились в Ейский порт — туда стекался весь ликующий город. Он помнит, как обнимались люди и плакали в первый день мира. А лейтенант Петр Жуков вернулся домой в 1946 году — после капитуляции Японии. Событие отчетливо сохранилось в памяти: дед, улыбаясь в усы, привел Женю домой, а на пороге его ждал отец в военной форме. Женя папу не признал…
В 1947 году родители обосновались в Краснодаре. Мама и папа, она — технолог, он — механик, получили работу на консервном комбинате. Вначале жили в бараке в Яблоновке, откуда Женя ходил в школу вместе со своим товарищем Маджидом Хатукаем — месили грязь, переходили через мост над Кубанью.
В академии
Образование Евгений Жуков отправился получать в Ленинград, в лесотехническую академию имени Кирова. Туда же переманил из геологоразведочной экспедиции друга Маджида. Жили в комнатке у дяди Евгения Петровича, ютились на одном «койко-месте», пока не получили общежитие.
Благословенное студенчество! Эти годы тепло вспоминает Евгений Петрович и поныне. Великий город на Неве, музеи, театры. Для неимущего студента билеты на спектакли были роскошью. Но смекалистого парня это не останавливало. Он нашел отличный способ: ходил на выпускные спектакли студентов театральных вузов, что было вполне приемлемо.
Здесь же, в академии, Евгений встретил свою будущую жену Галину.
Девушка с Севера
Галина Бажина после окончания химико-технологического факультета академии работала на кафедре, жила в том же общежитии, где и старшекурсник Жуков. Белокурая девушка из края северных лесов покорила кубанского парня непривычной для уроженца юга России неяркой красотой. У нее был нелегкий путь к образованию. Старшая из восьми детей фронтовика, вернувшегося с войны без рук и с простреленным легким, она ходила в школу за шесть километров, лесом. После школы поступила в гидролизный техникум, получила диплом с отличием и была, как отличница, направлена в академию. В вузе она тоже отучилась с таким же блестящим результатом.
К сердцу красавицы
Покорение сердца Галины Евгений начал с «разведки»: другу Маджиду, как активисту общежития, было поручено добыть сведения об окружении девушки на предмет сердечной привязанности. Полученные данные окрыляли: северная красавица никому не отдавала своего сердца. И Евгений приступил к «осаде», которая завершилась сближением и прогулками по территории лесотехнической академии, славившейся парком и дендрарием.
Очень скоро выяснились подробности, которые прямо-таки указывали, что их встреча — судьба. Во-первых, оба были рождены в один день — 23 февраля, во-вторых, родная деревня Гали называлась Жуки, и почти все ее жители имели фамилию Жуковы.
Моя Семья
Скромная, веселая свадьба была сыграна в Краснодаре 26 августа 1961 года. По возвращению в Ленинград молодожены зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе и еще раз шумнули студенческой свадьбой. Галя стала Жуковой. Но семейная жизнь началась в студенческих традициях: Галя жила в своей общежитской комнате, как и Евгений. И лишь спустя время муж и жена роскошно воссоединились: дядя, у которого жил первокурсником Жуков, снова подставил плечо. Он уступил молодоженам свою комнату, покончив со своим статусом холостяка.
Фототелеграмма
Сын Жуковых, Игорь, родился в Краснодаре. В это время Евгений защищал диплом и утрясал вопрос с распределением. Евгений Петрович до сих пор хранит фототелеграмму от 25 июня 1962 года с рукописным текстом «Папа, я родился!». Молодой отец рвался к сыну, а правила обязывали ехать по распределению в Удмуртию, где для жены, как разузнал Жуков, работы не было. Пожертвовать так дорого стоившей его жене профессией он считал неприемлемым. Убедить в этом своих удмуртских работодателей, не желающих отказываться от молодого специалиста, Евгений Петрович сумел. Он получил свободное распределение.
Словечко про Кропоткин
С трудом добытая свобода трудоустройства обернулась долгими и безрезультатными поисками работы по специальности. О Кропоткине замолвила словечко Галина. На гидролизном заводе (так в прошлом назывался химический завод) работали ее сокурсницы. И Евгений Жуков рванул в Кропоткин, оставив должность в Краснодарском проектном институте: «бумажная» работа была ему не по душе. Однажды, работая с документами в архиве, Евгений Жуков… уснул и свалился с лестницы. Душа рвалась на производство, к настоящему живому делу!
С сыном на руках
Директор завода Курзин не отказал молодому специалисту. 6 мая 1963 года Жуков приехал в Кропоткин и был принят на должность сменного технолога завода, выпускающего пищевой спирт и кормовые дрожжи. Через 20 дней здесь уже была и Галина с 11-месячным сыном. Поселили семью молодых специалистов поначалу в заводской комнатке. Приняли на завод и Галину Жукову сменным технологом. Работали супруги разным графиком, сменяя друг друга. На завод каждый из них приходил с сыном на руках, передавая его друг другу при пересменках. У молодой семьи не было в Кропоткине бабушек, а детский сад пока оставался в перспективе.
Но вскоре завод решил проблемы молодой семьи: Жуковы получили однокомнатную квартиру, а затем и путевку в ясли для Игоря.
Министерская стройка
13 лет Евгения Жукова на заводе прошли на разных участках: сменный технолог, механик цеха, начальник техотдела. В 1976 году совершенно неожиданно для него был назначен директором Кропоткинского к тому времени химического завода.
В 1983 году химзавод стал второй стройкой края по значимости после Белореченского химкомбината. Курировали строительство Совет Министров СССР, военно-промышленная комиссия. Через пять лет завод завершил строительство первой очереди мощностей по выпуску продукции высокомолекулярной технологии. Предприятие выпускало тетрагидрофуран, фурфурол — производные для продукции военно-промышленного комплекса, для точного литья в металлургии, гражданской и военной авиации, химической промышленности. Некоторые технологические процессы были засекречены.
Строительство мощностей по выпуску новой продукции происходило без остановки действующего производства. Евгений Петрович вспоминает тот период как время колоссальной нагрузки на коллектив и специалистов. Когда химзавод вышел на выпуск новой продукции, в его цехах трудились 2000 человек.
Кубинский период
Успешно справившись с поставленными задачами, Евгений Петрович сменил род деятельности, но не изменил химической промышленности. В 1988 году с благословения министерства он отправился вместе с Галиной Васильевной в командировку на Кубу на три с половиной года — консультантом строительства завода по производству фурфурола. Кроме нового опыта, написанной книги, выученного испанского языка Евгений Петрович привез яркие впечатления о щедрых и необязательных кубинцах, их своеобразной стране и красоте подводного мира.
…Почти 10 лет, как Евгений Петрович Жуков пребывает в статусе пенсионера. За это время в его жизни снова появились перемены. Он переселился на землю, развел сад и виноградник «по науке». Как шутит Жуков, из чиновников ушел в садовники. Кстати, живет Евгений Петрович в Северном поселке в районе новостроек. Много лет назад, при освоении этого микрорайона, он немало поспособствовал тому, чтобы туда пришел газ и вода для блага большого числа людей. И не предполагал, что через много лет сам здесь будет жить.
Появилось время вникнуть в каноны православия. К воцерквленным людям Евгений Петрович себя не относит, но стал прихожанином небольшого Свято-Георгиевского храма.
Радует семья: сын, Игорь Евгеньевич, уже полковник в запасе, со своей семьей живет в Санкт-Петербурге. Внучка Анна — успешный деловой человек, москвичка, ей — 29 лет, она — заместитель генерального директора холдинга строительной компании по реставрации памятников культуры и искусства, православных памятников Российской Федерации. Девушка получила образование в Санкт-Петербургском политехническом институте, читает лекции в Дрездене, Мюнхене.
Внук Никита уже отслужил в армии, сейчас завершает учебу в Санкт-Петербурге, в лесотехнической академии, которую в свое время окончили его бабушка и дедушка.
Это самые дорогие и близкие для Евгения Петровича люди, которые целиком заполняют его жизнь. В их успехах и достижениях, трудностях и проблемах он видит свое продолжение.
А со своим возрастом Евгений Петрович Жуков ладит, избрав активный образ жизни. Он, как и в молодости, легок на подъем, быстр в разговоре, точно сыплет именами и фамилиями, цифрами и фактами, терминами, адресами и испанскими словечками. И от души улыбается.