Служа Его Величеству Закону
В год 300-летия прокуратуры России есть прекрасный повод рассказать о последнем Главном военном прокуроре СССР генерал-лейтенанте юстиции в отставке Леониде Михайловиче Заике, слава Богу здравствующем и поныне, с которым меня связывают кровные и духовные узы родства.
Леонид Михайлович Заика родился 16 мая 1943 года в многодетной крестьянской семье Михаила Харитоновича и Феклы Денисовны Заика (Шейченко) во время эвакуации семьи в Казахстане в хуторе Рожкове Приуральского района Уральской области.
РОДОВЫЕ ИСТОКИ
«Родился я в трудное время. По правде говоря, детства у меня не было. Впервые помню себя в четыре года. Шел 1947 год, тяжелый, неурожайный, голодный. Не знаю, по какой причине я перестал кушать, опух от голода и однажды, лежа на русской печке, услышал, как отец сказал матери: «Фень, зря мы этого сына назвали Ленькой, наверное, и он помрет. (Леонид Заика, 1939 года рождения, умер младенцем в 1940 году — А.Н.)». Я сполз с печки и во все горло заорал: «Есть давайте!». Деликатесов дома, конечно, никаких не было, ели в основном вареную свеклу. С этого момента я стал кушать, поправляться и дожил до лета».
Михаил Харитонович Заика, 1892 года рождения, член ВКП(б) с 1927 года, первый председатель сельского Совета в родной Сидоровке Великомихайловского района Курской (нынешней Белгородской) области, заместитель председателя Великомихайловского райисполкома с яркой судьбой строителя новой жизни, и его жена, колхозная доярка Фекла Денисовна, 1904 года рождения, совершили гражданский подвиг, родив и воспитав шестерых детей. Подняли их на ноги, дали им верные нравственные ориентиры в жизни, достойное образование. Конечно же, они совершенно не могли предполагать, что их детей ожидает такая разная и в тоже время удивительная судьба.
Сын Иван, самый старший в семье Михаила и Феклы Заика (Шейченко), стал славным шахтером станции Узловая Тульской области. Две дочери-близняшки Мария и Татьяна, получили экономическое образование, всю жизнь достойно проработали на своей малой родине в селах Анновка и Великомихайловка нынешней Белгородской области.
Их сыновья, братья майор Александр Заика, полковник Константин Заика и генерал-лейтенант юстиции Леонид Заика отдали десятки лет воинской службе, отмечены высокими правительственными наградами. Традицию службы Отечеству и сейчас продолжают в роду Заики.
ПУТЬ К МЕЧТЕ
Детство Леонида Михайловича Заики, будущего генерал-лейтенанта юстиции, Главного военного прокурора СССР, прошло в селе Анновка Курской (нынешней Белгородской) области. Было оно тяжелым, безрадостным, очень голодным.
Леонид Заика работал, как и все дети в семье, на огороде и в саду, а еще пас колхозных коров, помогал своей маме на колхозной ферме чистить навоз, кормить коров травой и сеном. Колхозный бригадир был очень доволен работой крепкого, физически сильного, не по годам смышленого, сына доярки Феклы Заика, постоянно нахваливал его.
Леонид старательно учился в школе, усиленно занимался спортом, мечтал, по примеру старших братьев — офицеров Советской армии — Александра и Константина, 1932 и 1935 годов рождения, соответственно, поступить в военное училище, стать офицером.
Как не уговаривал его колхозный бригадир остаться после окончания школы в колхозе, какие не сулил прекрасные перспективы, отговаривая от «езды в незнаемое», Леонид Заика счастливо избежал искушения остаться под родительским кровом, семнадцатилетним юношей твердо ступив на военную стезю. И никогда не пожалел об этом.
Леонид Заика вспоминает: «На приемной (мандатной) комиссии впервые вживую увидел генерала, начальника училища, красивого, стройного. Он посмотрел на меня — а у меня рост 178, вес 62 — и спросил: «Сколько тебе лет, сынок, не рано ли идти в училище?». Я бодро ответил: «Товарищ генерал, у меня братья военные, и я хочу продолжить традицию». Генерал задал мне еще несколько вопросов. Слышу, женщина, преподаватель математики, шепчет ему на ухо: «Из него получится хороший офицер». Вопросов ко мне больше не было, только заключение: «Товарищ Заика, вы зачислены курсантом военного училища. Вы поступили. Свободны».
КУРСАНТСКИЕ ГОДЫ ЛЕОНИДА ЗАИКИ
Курсантские годы Леонида Заики прошли в прославленном Ленинградском высшем общевойсковом командном дважды Краснознаменном училище имени С.М.Кирова, начальником которого был генерал-майор Василий Антонович Гига, человек из легенды. Василий Антонович Гига прожил большую и яркую жизнь, почти 101 год, в Красной армии — с 1937 года. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. прошел боевой путь от Минска до Берлина. За личное мужество, героизм и полководческое искусство награжден тремя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова третьей степени, Александра Невского, Отечественной войны второй степени, Красной Звезды, трижды ранен, контужен.
«ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»
Удивительно, как тесен мир, как непредсказуем, в этом убеждаешься непрестанно. В 1964 году, после окончания Ленинградского высшего общевойскового командного Краснознаменного училища имени С.М.Кирова Леонид Заика начинал свою лейтенантскую службу командиром взвода в 270-м гвардейском учебном мотострелковом полку. В годы Великой Отечественной войны под командованием нашего прославленного земляка из станицы Темижбекской Краснодарского края гвардии полковника, генерал-майора, а затем генерал-лейтенанта Николая Павловича Симоняка, Героя Советского Союза, воины-«копорцы» проявляли чудеса героизма на Ханко (Гангуте), в битве за Ленинград, в Прибалтике.
А продолжил боевые традиции прославленного Копорского полка мой двоюродный брат лейтенант Леонид Заика, командир взвода этого полка. Такая вот причудливая связь времен и судеб дорогих моему сердцу людей.
С ВЕРОЙ В ЧУДЕСА
В первый раз я встретился с Леонидом Заикой, слушателем военно-юридического факультета Военно-политической академии имени В.И.Ленина, в Лужниках в 1966 году. Как это было?
Я — в ту пору вечно голодный студент исторического факультета МГПИ имени В.И.Ленина, живший и учившийся волею судеб в шаговой доступности от общежития Военно-политической академии имени В.И.Ленина, стоял в очереди в газетном киоске в Лужниках. Впереди — ладный и красивый молодой офицер гвардейской наружности. В какой-то момент он обернулся. Увидев его в упор, лицом к лицу, я оторопел и выдохнул: «Леонид Заика! Вот так встреча!». На что он парировал: «Если я Леонид Заика, то ты — Александр Ноженко!». Здесь требуется пояснение: из родной станицы Темижбекской мне написали, что в Москве учится в военной академии родной племянник моей мамы Анны Денисовны Ноженко (Шейченко) Леонид Заика, мой двоюродный брат. Аналогичное известие получил из родной Анновки и Леонид Заика. И это Божье чудо, что мы встретились в многомиллионной Москве, ведь этого могло и не быть! Мы ведь до той судьбоносной встречи не видели друг друга никогда, даже на фото, но родовые черты по материнской линии помогли узнать друг друга.
С тех пор я прикипел всем сердцем к Леониду, и вот уже более полувека Господь дарит мне возможность общения с ним, с его семьей, родными и друзьями. Именно тогда я понял: надо жить с верой чудеса, и тогда они непременно случаются.
Во время своего многолетнего общения с Леонидом Заикой я убедился, что он исповедует очень простой, но важный жизненный принцип: «Не надо мельтешить. Выбрал путь — иди до конца и не сгибайся. А что у тебя получится в результате — человечество проверит». Четкая и мужественная позиция сильного, знающего себе цену, человека. Таким он видится мне вблизи и на расстоянии. Таков он в жизни, таким он предстает в официальных документах Главной военной прокуратуры, в воспоминаниях сослуживцев и друзей. Вот только некоторые из них.
БОЖИЙ ДАР
В марте 1985 года Главный военный прокурор СССР, генерал-полковник юстиции А.Горный подписал справку на военного прокурора Московского гарнизона полковника юстиции Заика Леонида Михайловича для решения вопроса о присвоении ему генеральского звания.
В ней сказано: «На всех должностях товарищ Заика Л.М. характеризовался исключительно положительно. Обладает высокими организаторскими способностями, знает все направления прокурорско-следственной деятельности и свой богатый практический опыт умело передает подчиненным. Требователен к себе и подчиненным, обладает чувством повышенной ответственности за исполнение возложенных на него обязанностей. Как военный прокурор гарнизона работает много и с большой отдачей, способен разобраться в вопросах любой категории сложности и принять законное решение. Обладает чувством нового, высокими морально-политическими качествами. Принципиален и непримирим к нарушениям законности, от кого бы они не исходили. Инициативный руководитель».
В приведенном фрагменте справки дана исчерпывающая характеристика деловых и морально-политических качеств соискателя очередного воинского звания генерал-майор юстиции Леонида Заики, которое он получит в ноябре 1987 года, а через 2,5 года ему было присвоено звание генерал-лейтенанта юстиции.
Политическая позиция генерал-лейтенанта юстиции Леонида Заики заслуживает огромного уважения, он остался человеком независимых взглядов, гордым и принципиальным среди бушующего моря человеческой низости и подлости, которое, к сожалению, было в нашей отечественной истории. Л.М.Заика благополучно пережил бурную эпоху 1991 и 1993 г.г. и сумел сохранить свою добрую, безупречную репутацию и честное имя, возвышающие наш род.
ПУТЬ ГЕНЕРАЛА ЗАИКИ
Скажу откровенно, путь, пройденный Л.М.Заика, не просто удивляет, а потрясает.
Из внушительного послужного списка видно, что он прошел все ступеньки военной карьеры, служил в органах военной прокуратуры на просторах Советского Союза от Мурманска до Владивостока в должностях следователя, старшего следователя военной прокуратуры гарнизона (Заполярье, Мурманск), помощника военного прокурора гарнизона, армии (Смоленск), заместителя военного прокурора армии, военного прокурора армии (Чита, Забайкальский военный округ), первого заместителя военного прокурора Краснознаменного Тихоокеанского флота (Владивосток), военного прокурора Московского гарнизона.
Служба в военной прокуратуре Московского гарнизона не прошла для него даром, в марте 1986 года он назначается начальником Главного следственного управления-заместителем Главного военного прокурора, а уже в июле 1987 года стал первым заместителем Главного военного прокурора СССР.
В 1989-1990 годах генерал-лейтенанту юстиции Л.М.Заике пришлось по службе находиться в командировке в зоне ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС на объекте «Укрытие». После ГКЧП в августе 1991 года генерал-лейтенант юстиции Леонид Михайлович Заика приказом Генерального прокурора СССР вступил в должность Главного военного прокурора СССР, пробыв в этой должности до февраля 1992 года.
После распада СССР генерал-лейтенант юстиции Л.М.Заика нес нелегкую службу в Администрации президента России, являясь помощником вице-президента РФ А.Руцкого, секретарем Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по борьбе с преступностью и коррупцией. Об этом периоде своей служебной деятельности он также обстоятельно и предметно напишет в своей замечательной книге «Жизнь военного прокурора, или История одной карьеры, Москва, 2013 год».
Служебная карьера генерал-лейтенанта юстиции Л.М.Заики закончилась в 1993 году переводом в Центральный банк России на должность заместителя начальника департамента полевых учреждений. В марте 1994 года он по выслуге лет (34 года) уволился в запас. Генерал-лейтенант юстиции, с огромным опытом работы на высоких должностях, во цвете лет (всего лишь 50 лет!), по его словам, «оказался, как странствующий рыцарь, на распутье».
Из воспоминаний Л.М.Заики: «Указ №2331 о моем увольнении с военной службы Ельцин подписал 31 декабря 1993 года, его продублировал приказ №0315 министра обороны от 3 марта 1994 года. Так завершилась моя служба военного прокурора, которой я отдал 33 года своей жизни. Что касается жизни после увольнения в запас, то это другая тема. По крайней мере, кроме моих бывших соратников по службе прибавилось много друзей, занимавших и находящихся на самых высоких должностях в органах исполнительной и законодательной власти, знаменитых ученых, космонавтов, военачальников, врачей, общественных деятелей и т.д. Одним словом, жизнь идет своим чередом».
Даже простое перечисление фактов служебной биографии Главного военного прокурора СССР, генерал-лейтенанта юстиции Л.М.Заики, имен военных и государственных деятелей, с кем он в течение долгих лет плодотворно работал, — говорит о том, что он человек незаурядный, а прожитая им жизнь очень поучительна, прежде всего, для нашей молодежи.
Леонид Михайлович Заика, занимая высокие военно-прокурорские и государственные должности, никогда и ни перед кем не пресмыкался, не раболепствовал и в самые сложные периоды нашей отечественной истории оставался истинным патриотом своей страны. И кто знает, стал бы он тем, кем он стал, если бы был более мягким и сговорчивым, менее решительным и целеустремленным, менее настырным, наконец. Думаю, что нет.
Вот, пожалуй, и все, что я попытался рассказать об этом замечательном человеке, моем двоюродном брате Леониде Михайловиче Заике. За пределами моего повествования осталась его замечательная семья, ежегодные традиционные встречи в день его рождения, начиная с 16 мая 2003 года, на которых имеют честь быть его родные, друзья, среди которых люди, представляющие государственную, политическую, военную, интеллектуальную, культурную, научную элиту России.
И пусть мои строки будут данью уважения не только последнему Главному военному прокурору СССР, почетному работнику прокуратуры СССР, кавалеру ордена Красной звезды и многих медалей, ветерану Вооруженных Сил и Генеральной прокуратуры СССР генерал-лейтенанту юстиции в отставке Леониду Михайловичу Заике, но и всем работникам прокуратуры России, денно и нощно стоящих на страже Его Величества Закона, которых я, пользуясь случаем, сердечно поздравляю с их профессиональным праздником и 300-летним юбилеем.
Многотрудная и прекрасная жизнь генерал-лейтенанта юстиции Л.М.Заики, последнего Главного военного прокурора СССР, прошедшего огонь, воду и медные трубы, насыщенная эпохальными историческими событиями (Чернобыль, война в Афганистане, роковые, судьбоносные 1991 и 1993 г.г.), представляется мне как путь солдата, всю войну прослужившего на передовой, и чудом уцелевшего. Таким Солдатам, да и Генералам в России ставят памятники, к их подножиям возлагают живые цветы. Открытие недавно бюста первому генерал-прокурору России Павлу Ивановичу Ягужинскому в моем родном городе Кропоткине яркое тому подтверждение.
Александр Ноженко, г.Мытищи Московской области