Зуб даю!
Сорок лет доктор-стоматолог Сергей Киселев на одном рабочем месте борется за здоровье людей
— Историю казачества знаете? — проницательно смотрит на меня мой собеседник с профессорской внешностью.
— Да, конечно, — немного волнуясь от неожиданного вопроса не по теме, отвечаю я.
— С кем казаки воевали во времена Николая II, можете сказать?
— С Османской империей, Австро-Венгрией, — напрягая память, выдаю неуверенный ответ.
— А еще с кем? Вот здесь, в России, с кем они воевали? — не унимается мой визави, а я от растерянности становлюсь такой же пунцовой, как и моя кофта.
— С Туркестаном! — поправляя очки, восклицает он и устремляет на меня полный снисхождения взгляд, от которого я готова провалиться сквозь землю. Кажется, еще секунду и мой собеседник потребует: «Давайте вашу зачетку!» или того хуже — отправит меня на пересдачу.
Но ни того, ни другого не случилось. Ведь я была не на экзамене по истории России, а на приеме в стоматологическом отделении ж.д.поликлиники г.Кропоткина. И мой собеседник — не профессор, хотя очень на него и походит. А известный в городе стоматолог Сергей Анатольевич Киселев, который совершил для меня краткий экскурс в историю, вспоминая славное прошлое своих предков-казаков.
Переступить через страх
Окончив в 1978 году Кубанский медицинский институт имени Красной Армии по специальности врач-стоматолог, молодой доктор Киселев набираться опыта пришел в узловую поликлинику на ст.Кавказская да так в ней и остался, отдав благородному делу спасения пациентов почти 40 лет. Сорок лет на одном рабочем месте! «За вычетом двух лет службы в рядах Советской Армии!», — уточняет мой пунктуальный собеседник и с ходу профессионально наметанным глазом замечает мой тщательно скрываемый стоматологический дефект, хотя я еще даже и не садилась на осмотр!
Зато о другом своем «дефекте» — жуткой боязни стоматологов — рассказываю доктору Киселеву я сама, уверенная в том, что в очередной раз услышу дежурные успокаивающие, но ничего не значащие для меня фразы. И ошибаюсь: всего одним вопросом Сергей Анатольевич заставил меня перенестись во времена моей юности и вспомнить давно забытую печальную историю, которая, как оказалось, так прочно засела в мое подсознание и пустила те самые корни страха. И всего по одному мной сказанному слову доктор Киселев восстановил всю картину того, что было, с описанием симптомов и названием диагноза.
«Главное со стороны пациента — переступить через этот страх, сделать первый шаг, а искусство врача в этом случае заключается в умении повести за собой, убедить!», — говорит Сергей Киселев и приводит в пример случай с пациентом, у которого тоже было велико чувство страха: «Молодой парнишка, но с зубами — непорядок, большой непорядок и стал работать с ним, убеждать. Помаленьку-потихоньку начали продвигаться. Один зуб пролечили, другой… В итоге все вылечили! Так теперь, если хоть малейшая проблема с зубами, он из Таганрога в Кропоткин ко мне едет!».
Степень доверия
Умения повести за собой доктору Киселеву уж точно не занимать. Испытано на себе. А вот откуда у него это искусство — от деда-казака, участника Первой мировой войны, или от мамы-педиатра, всю жизнь вплоть до последнего дня отдавшей медицине, а может, из-за специфики самой профессии и огромного опыта работы — гадать не берусь. Но с уверенностью скажу: сибиряк по рождению — уроженец г.Красноярска — и кубанец по духу и месту жительства доктор Киселев войдет в доверие и найдет подход к человеку с любой ментальностью.
«В пору студенчества эпизод один был, — вспоминает Сергей Киселев, — в самом разгаре — сессия, у меня важный экзамен, а я только что с дежурства в Зиповской больнице Краснодара, всю ночь без сна — голова никакая, пришел на экзамен и такое впечатление, что позабыл все дозировки… Что делать? Ну, думаю, приду потом на пересдачу, и уже собрался было уходить из института, как за мной вышел член экзаменационной комиссии, спросил — почему не сдаю экзамен, я объяснил, что всю ночь дежурил и могу ошибиться в ответах на некоторые вопросы. Экзаменатор поинтересовался: в какой больнице я работаю, потом куда-то отошел, а следом говорит: «Давай зачетку!». Я опешил. Протягиваю ему зачетку, он что-то чиркнул в ней. Когда ее открыл, глазам не поверил — в графе стояла даже не тройка, а четверка — «хорошо»! Оказывается, преподаватель звонил руководству больницы, и мне как начинающему специалисту дали хорошую характеристику. Вот такая степень доверия…».
«Верните нам доктора!»
Мы еще долго разговариваем на тему современной медицины. Мой собеседник с энтузиазмом отмечает, насколько сильно сегодня продвинулись медицинские технологии, и сетует, что незаслуженно забыты старые, но действенные, недорогие способы лечения, что много времени у врачей из госучреждений забирает бумажная, рутинная работа, и хорошо бы его использовать непосредственно на пациента.
Стук в дверь раздается в тот момент, когда доктор Киселев рассказывает случай из практики о том, как спас зуб девочке: она упала, сильно ударилась о камень, медики, осмотрев пациентку, решили, что зуб сломан и выдали направление на удаление. Операцию Сергей Киселев провел тогда действительно сложную и многоэтапную, но по спасению, а не удалению зуба. Спустя несколько лет доктор Киселев увидел свою уже повзрослевшую пациентку, и спасенный им зуб был на своем месте!
Стук в дверь настойчиво повторялся и на пороге кабинета появляются пациенты Сергея Анатольевича, которые корректно, но убедительно настаивают на том, чтобы им «вернули доктора!». Я удаляюсь, от всего сердца попросив прощения у собравшихся перед кабинетом за то, что вторглась в рабочий процесс, а доктор Киселев всего парой фраз разруливает ситуацию и отправляется спасать того, кто нуждается в его помощи.
Елена Локоткова.