Супруги Криворучко из станицы Темижбекской свято хранят семейные казачьи традиции, но трагическая история рода закрыта завесой времени
В богатой традициями истории казачества среди основ уклада казачьей общины главной ценностью всегда был крепкий брак. Семья — основа казачьего общества.
…Петр Георгиевич и Людмила Николаевна Криворучко из станицы Темижбекской — образцово-показательная чета. Оба больше 40 лет проработали в станичном Доме культуры: он директором ДК, она – руководителем народного коллектива. Несмотря на то, что казачьи корни имеет Петр Георгиевич, его обаятельная супруга твердо придерживается кубанских традиций и устоев: особый певучий говор, гипнотизирующая манера речи, горделивая осанка делают ее коренной жительницей житницы России, настоящей казачкой.
— Казачьи традиции мне близки, хотя бы потому что я родилась и выросла в станице Темижбекской, 44 года проработала в Доме культуры, основала народный фольклорный коллектив «Истоки», который очень долгое время был единственным в Кавказском районе. На данный момент, самой старшей участнице коллектива Анне Корневой уже исполнилось 92 года, между прочим! Благодарна моим дорогим бабушкам за то, что они очень много рассказывали мне о старинных казачьих обрядах, колядках, песнях, традициях, — говорит Людмила Николаевна.
— У нас двое сыновей — Евгений и Роман. Старший, Женя, живет в Темижбекской. Он у нас многодетный отец, у него трое детей. Рома переехал в Подмосковье, но женился здесь, на девушке из станицы. Кстати, свадьба у сыновей проходила по старинным казачьим свадебным обрядам: с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с хороводами и пением свадебных песен. Думаю, что именно такие «семейные», старинные обряды, передаваемые из поколения в поколение, сохраняя истинные жизненные ценности, делают все казачьи роды единой большой семьей, — с гордостью поведала мне Людмила Николаевна.
— Мой прадед родился на Кубани, но, к сожалению, я даже не знаю, как его зовут. У него родились четверо детей, один из них — мой дед Максим Криворучко. Он родился и вырос в станице, женился на красавице-казачке Наталье — моей бабушке. Жили они скромно, но дружно, воспитывали пятерых детей. А в 1933 году их семью раскулачили и выслали в Сибирь, в деревеньку под названием Проточный. Это были страшные времена, из пятерых детей выжили только двое — мой отец Георгий и его брат Семен. Чуть позже Семен погиб в Великой Отечественной войне и остался только папа, — с тяжелым вздохом сказал глава семьи и продолжил: — Он также женился, у него родились пятеро детей, но корни, видимо, дали о себе знать — и он с семьей приехал на свою малую родину, в станицу Темижбекскую. Жалею, что он рано ушел из жизни и я не успел расспросить о нашем роде, о происхождении его отца и деда. Однако в нашей семье сохраняются традиции. Например, Новый год мы отмечаем только у сына, а не собираемся к друзьям и знакомым. На Рождество же они приходят к нам. Внуки посевают, поют колядки. Мы научили! Кстати, в этом году ждем их на торжество — у нас скоро «сапфировая свадьба», 45 лет жизни в браке.
— Мы с Петей семь лет встречались до свадьбы. Я долго присматривалась, приглядывалась к нему, пыталась выяснить, как он ведет себя в различных жизненных ситуациях. Парень хороший оказался, думаю, почему бы и не выйти за него? — звонко рассмеялась хранительница очага, тепло посмотрев на засмущавшегося супруга.
Самое важное в казачьей семье — авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь рода, личная ответственность родителей за воспитание детей. И нравственные устои не были придуманы искусственно, а складывались веками, вместе с народными традициями, с помощью которых создавались основы трудового и морального, умственного и физического, эстетического и религиозного воспитания.
Чета Криворучко, их дети и внуки — большая и, что немаловажно, дружная семья. Они всегда вместе, всегда сплочены. Каждый член семьи — поддержка и опора для ближнего. Уверена — это и есть самая главная казачья традиция, которая передается из поколения в поколение.
Диана Пивень