Всероссийский проект «Самбо в школах» внедряют в Кавказском районе
Почему именно этот вид спорта входит в общеобразовательные учреждения? Попробуем понять.
Изначально самбо задумывался как закрытый, ведомственный стиль единоборств и был создан советскими спортсменами на основе модного в те времена японского джиу-джитсу, а также вольной борьбы, классической борьбы, бокса и савата. Несмотря на некое иностранное звучание, слово «самбо» не переводится, а расшифровывается, как самооборона без оружия.
Как национальное достояние
Проект ориентирован на исследование потенциала самбо как национального достояния России: изучению школьниками исторического, культурного, социального направлений этого вида спорта и основ борьбы. Реализация программы идет с 2015 года при официальной поддержке Министерств просвещения, спорта РФ и Всероссийской федерации самбо. Поскольку современная школьная программа по физкультуре включает в себя часы на изучение элементов единоборств, но без уточнения каких именно, инициаторы проекта решили занять эту нишу изучением борьбы самбо. Программа широко внедряется в регионах, обрела поддержку и в Краснодарском крае.
С 1 сентября этого года 15 школ и 5825 школьников Кавказского района участвуют в инновационном всероссийском проекте.
— Курсы повышения квалификации прошли 19 учителей физкультуры, еще двое находятся на переподготовке по самбо. Для занятий этим видом спорта в школьные спортзалы были приобретены борцовские ковры, — информирует главный специалист управления образования Геннадий Великоцкий. — Занятия единоборствами станут альтернативой таким нездоровым увлечениям, как курение и алкоголь, а еще оторвут детей от гаджетов. Уверены, что самбо увлечет наших ребят.
Когда самбо доступно
Школьная перемена. Коридор наполнен шумом и гамом сотен голосов. А нас ждет директор МАОУ лицей №3 Екатерина Еремян.
— Надеюсь, что внедрение проекта «Самбо в школах» пойдет на пользу нынешнему, юному поколению. С сожалением убеждаюсь, что дети вчера и дети сегодня совершенно разные в плане физического развития, они зависимы от компьютеров, а значит к физическому развитию интереса меньше. Самбо мы ввели в первых-вторых и пятых классах, в других классах реализуем программу через внеурочные занятия. Классификационную подготовку в нашем лицее уже прошел учитель физкультуры Левон Левонович Адамян. Идет постепенное обучение азам самбо. Будем стараться реализовать этот проект неформально, чтобы увлечь ребят, чтобы азы спортивной подготовки помогали им в жизни защитить себя, — говорит Екатерина Рафиковна.
Учитель физической культуры Левон Адамян провел нас в небольшой спортзал для занятий самбо, специально оборудованный тремя борцовскими коврами. Нас уже ждали двое ребят, которые были готовы показать несколько приемов, осваиваемых под зорким оком Левона Левоновича.
— Стараюсь заразить детей азартом, чтобы они стремились к совершенствованию этого вида спорта, полюбили его. Пока на уроках мы отрабатываем самостраховку, падения вперед и назад, технику прыжка. Самбо поможет ребятам быть уверенными в себе, научит постоять за себя, — рассуждает учитель физкультуры.
— Занятия самбо дисциплинируют, я в восторге от изучения и выполнения техник и приемов. Всегда с радостью спешу на эти уроки, — тут же добавил ученик 8 «В» класса Илья Нефедов.
Его одноклассница Юля Здесенко тоже решила поучаствовать в разговоре:
— Для меня самбо — это не только вид спорта, в нем заложены основы духовности. Он вырабатывает силу воли, упорство, стойкость, повышает уверенность в себе и закаляет характер. Всегда занимаюсь на уроках с огромным удовольствием и выкладываюсь по полной, какой бы уставшей ни была.
Любовь с юности
Чтобы лучше узнать об уникальности этого вида спорта, я встретилась с тренером отделения дзюдо МБУ СШ «Юность», мастером спорта по дзюдо, кандидатом в мастера спорта по самбо Ольгой Гропяновой:
— Любовь к самбо у меня с ранней юности — пришла в спорт в 15 лет. Параллельно я занималась еще и дзюдо. Эти виды спорта различны: в дзюдо разрешен удушающий захват, в самбо — нет, зато в самбо можно делать болевые приемы на ноги, в дзюдо же такая техника запрещена. Хочу отметить, что в наше время не было такой популяризации самбо, как сегодня. И я рада, что сейчас этот вид спорта у всех на слуху, доступен и может заинтересовать детей. Самбо развивается у нас хорошими темпами и число занимающихся детей ничуть не уступает футболу, самому популярному у нас в стране. По поводу «Самбо в школу» могу сказать так: этот проект — хорошая идея. Уверена, что именно этот вид спорта поможет воспитать в ребятах стремление к здоровому образу жизни, собранность и внимательность.
Но учителей физкультуры во многом ограничивает техника безопасности при проведении уроков. Думаю, будет целесообразнее проводить занятия специалистам-тренерам по этому виду спорта, нужно учитывать, что технику самбо осваивают годами.
В чем же заключается эффективность программы «Самбо в школах»? Побеседовав с экспертами, учителем физкультуры и школьниками, я поняла, что проект поможет воспитать здоровую, физически подготовленную молодежь, уберечь от случаев детского травматизма и закалить характер. А еще защитить себя и своих близких людей от нападений.
Самбо — интенсивно развивающаяся система единоборств. Разрешены броски в стойке, но без крайностей — удушающие приемы запрещены. Техника самбо находится в постоянном развитии, новых приемов насчитывается более тысячи.
Диана Пивень
Видео: Олеся Олехнович