Доставка больше, чем жизнь

Доставка больше, чем жизнь

Идет подписная кампания на пе­чатные СМИ на второе полугодие 2017 года. Все ли газеты доберутся в этой гонке за читателем до финиша?

Если посмотреть статистику, то с 2014 года подписка снизилась на 40%. И сегодня Россия является единственным госу­дарством среди европейских стран, в кото­ром ликвидирована ее господдержка, отме­тили в Ассоциации распространителей пе­чатной продукции (АРПП). Но и в рознице ситуация не радужная. В прошлом году рост был только за счет открытия продаж журна­лов и другой периодики в супермаркетах.

Тиражи падают, издания закрываются. А стоимость подписки еще вырастет, отмечают эксперты. Например, для региональных изда­ний за полугодие она перевалит за 1000 ру­блей. Цена подписки небольшой местной га­зеты в Южной Осетии вырастет на 92 рубля, отметила в беседе с «Российской газетой» председатель экспертного совета по регио­нальным печатным СМИ при Минкомсвязи России Софья Дубинская. Достаточно вспом­нить результаты предыдущей кампании, что­бы прочувствовать напряжение момента.

Подписка упала на 11% по ито­гам первого полугодия, но это «средняя тем­пература по больнице». Если рассмотреть результат по регионам, то увидим печаль­ную картину: в Москве подписные тиражи уменьшились на 19,8%, в Москов­ской области — на 17,8%, а в нефтедобывающих регионах Западной Сибири паде­ние составило от 21 до 36%. И это регионы не с самым низким уровнем зар­плат, а значит, дело не в бедности населения. Мнения экспертов о том, почему люди отка­зываются от подписки, разнятся. Бесспорно одно — подрывается единое информационное пространство страны.

Но у каждого СМИ — своя статистика, потому что еженедельные издания имеют одну природу потребления, а ежедневные—другую, отме­тил «РГ» декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики» Андрей Быстрицкий.

То, что вернуться к субсидиям для прессы необходимо, считает и Дубинская. Последний раз их пре­доставляли в 2014 году, это было три миллиарда рублей. Сейчас, подсчитала она, с учетом инфля­ции получится шесть миллиар­дов. Вопрос субсидий стоит очень остро еще и из-за того, что в реги­онах губернаторы ограничены в финансировании СМИ. И это больно ударило по прессе на ме­стах. Вместе с тем тарифы на до­ставку для региональных изданий неподъемные.

Отказ от субсидий печатным изданиям был серьез­ной ошибкой Минфина, от которо­го исходила инициатива. Эконо­мия бюджетных средств на до­ставку привела к росту стоимости печатных СМИ по подписке, они стали дороже розницы, что сдела­ло неизбежным падение подпи­сных тиражей.

Если говорить о переходе изда­ний в электронный вид, то, оказы­вается, оттуда газеты уже начали возвращаться. Там заработать удается даже меньше, чем в «бу­маге». Так что рано хоронить бумагу. «Есть традиции чтения прессы. Есть подписка и доставка и само существование бумажной копии делает издание привлека­тельным для многих читателей», — отметил Быстрицкий. Чтение га­зетных материалов на смартфонах и планшетах из-за небольшой площади экранов приводит к тому, что человек иначе воспри­нимает текст и ему некомфортно. Никаких оснований полагать, что завтра бумажные газеты ум­рут, нет, уверен Андрей Быстриц­кий. Но надо учесть, что для тиражей играют роль экономические факторы, дизайнерские усилия. Экономические факторы — цена подписки, цена бумажной копии, формы оплаты — тоже влияют на потребление. Потребление рекла­мы аудиторией в бумажном вари­анте носит один характер, а в электронном — другой. И рекла­модатели это учитывают.

"Российская газета"(3.04.17г., печатается в сокращении).

*** В Краснодарском крае в 2016 году подписка на газеты увеличилась на 2%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Покупаем новости
Покупаем новости
Реквизиты
Реквизиты
Hi!