Доставка больше, чем жизнь
Идет подписная кампания на печатные СМИ на второе полугодие 2017 года. Все ли газеты доберутся в этой гонке за читателем до финиша?
Если посмотреть статистику, то с 2014 года подписка снизилась на 40%. И сегодня Россия является единственным государством среди европейских стран, в котором ликвидирована ее господдержка, отметили в Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП). Но и в рознице ситуация не радужная. В прошлом году рост был только за счет открытия продаж журналов и другой периодики в супермаркетах.
Тиражи падают, издания закрываются. А стоимость подписки еще вырастет, отмечают эксперты. Например, для региональных изданий за полугодие она перевалит за 1000 рублей. Цена подписки небольшой местной газеты в Южной Осетии вырастет на 92 рубля, отметила в беседе с «Российской газетой» председатель экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России Софья Дубинская. Достаточно вспомнить результаты предыдущей кампании, чтобы прочувствовать напряжение момента.
Подписка упала на 11% по итогам первого полугодия, но это «средняя температура по больнице». Если рассмотреть результат по регионам, то увидим печальную картину: в Москве подписные тиражи уменьшились на 19,8%, в Московской области — на 17,8%, а в нефтедобывающих регионах Западной Сибири падение составило от 21 до 36%. И это регионы не с самым низким уровнем зарплат, а значит, дело не в бедности населения. Мнения экспертов о том, почему люди отказываются от подписки, разнятся. Бесспорно одно — подрывается единое информационное пространство страны.
Но у каждого СМИ — своя статистика, потому что еженедельные издания имеют одну природу потребления, а ежедневные—другую, отметил «РГ» декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ «Высшая школа экономики» Андрей Быстрицкий.
То, что вернуться к субсидиям для прессы необходимо, считает и Дубинская. Последний раз их предоставляли в 2014 году, это было три миллиарда рублей. Сейчас, подсчитала она, с учетом инфляции получится шесть миллиардов. Вопрос субсидий стоит очень остро еще и из-за того, что в регионах губернаторы ограничены в финансировании СМИ. И это больно ударило по прессе на местах. Вместе с тем тарифы на доставку для региональных изданий неподъемные.
Отказ от субсидий печатным изданиям был серьезной ошибкой Минфина, от которого исходила инициатива. Экономия бюджетных средств на доставку привела к росту стоимости печатных СМИ по подписке, они стали дороже розницы, что сделало неизбежным падение подписных тиражей.
Если говорить о переходе изданий в электронный вид, то, оказывается, оттуда газеты уже начали возвращаться. Там заработать удается даже меньше, чем в «бумаге». Так что рано хоронить бумагу. «Есть традиции чтения прессы. Есть подписка и доставка и само существование бумажной копии делает издание привлекательным для многих читателей», — отметил Быстрицкий. Чтение газетных материалов на смартфонах и планшетах из-за небольшой площади экранов приводит к тому, что человек иначе воспринимает текст и ему некомфортно. Никаких оснований полагать, что завтра бумажные газеты умрут, нет, уверен Андрей Быстрицкий. Но надо учесть, что для тиражей играют роль экономические факторы, дизайнерские усилия. Экономические факторы — цена подписки, цена бумажной копии, формы оплаты — тоже влияют на потребление. Потребление рекламы аудиторией в бумажном варианте носит один характер, а в электронном — другой. И рекламодатели это учитывают.
"Российская газета"(3.04.17г., печатается в сокращении).
*** В Краснодарском крае в 2016 году подписка на газеты увеличилась на 2%.