«Мир неблагополучных семей». Педагоги и правоохранители побывали в неблагополучных семьях Кропоткина
Еженедельно рейдовая группа в составе членов комиссии по делам несовершеннолетних, полицейских, представителей образования и соцслужб посещают семьи, которые состоят на профилактических учетах как неблагополучные или попавшие
в трудную жизненную ситуацию. На этот раз мы посмотрим условия, в которых живут дети из трех семей.
Захожу в незнакомый двор с рейдовой группой комиссии по делам несовершеннолетних. В доме кто-то заливисто хохочет, стало любопытно. Окно было открыто, оно и не запирается, потому что в раме нет стекла.
Аккуратно отодвинула клеенку, которой заколачивали окно еще лютой зимой. Вижу, как девочка лет десяти задорно играет с малышом. Мое умиление прервал злобный голос со двора.
— Не съеду я отсюда, у меня семеро детей. Кормлю я их своей птицей, покупать мясо мне не за что, поэтому выращиваю живность за двором, — так на повышенных тонах разговаривал молодой мужчина с участковым.
— Вы поймите, что нельзя в самом центре жить так, как живете вы! Переезжайте за город и разводите там скот, — настаивала на выселении квартальная.
— К этому дому соседи вызывали сотрудников полиции разнимать драку. До этого ваши дети сдали в пункт приема металлолома ванну хозяина домовладения. Мы живем, как на пороховой бочке, боимся, что к нам залезут во двор и вынесут ночью имущество. Гнать таких квартирантов надо отсюда! — не унималась она.
Отец большого семейства, на которого обрушились ругательства, махнул рукой и зашел в дом. В прозрачном пакете нес бутылку пива. Он поспешил поставить ее в холодильник и вернулся к незваным гостям. Обратила внимание на то, что таких бутылок во дворе было несколько, родители даже не убрали спиртное с глаз рейдовой группы. Пока члены комиссии составляли акт, я пыталась поговорить с девочкой. Она — третья из семерых детей в этом доме. Самая старшая 16-тилетняя Ольга вышла замуж и недавно переехала в Волгоград.
— Ты сегодня завтракала? — спрашиваю я.
— Да, мама готовила нам омлет, — отвечает ребенок.
— Я вижу, что ты присматриваешь за младшей сестричкой, а другие ходят в детский сад?
— Диана родилась полгода назад, она самая маленькая из нас. Остальные малыши в сад не ходят, а зачем, если нам дома весело вместе.
Как быть?
Действительно, дом полон детей, правда, кроватей не досчиталась. Мать говорит, что спит на полу, потому что спина болит от неудобного дивана, а дети гурьбой собираются вокруг нее и укладываются рядом. В холодильнике полно запасов: замороженные тушки птицы, в кастрюле — суп; на кухне различные крупы.
Причина вызова рейдовой группы кроется на заднем дворе дома. Оказывается, соседям доставляет неудобства домашняя птица. Ее тут немало: молодые курочки, петушки, утки, в итоге — около 60 голов. Палящее солнце припекает помет, а легкий ветерок разносит по округе неприятные запахи. Кому понравится такое?!
— Купите на маткапитал хату и живите всем семейством за городом. Разводите птицу, скот, да хоть верблюдов! Выселите их отсюда! — не унимались соседи, обращаясь к полицейскому.
Участковый подтвердил, что старшие дети вынесли ванну из дома, который арендует их семья, и сдали ее в пункт приема металлолома. Сантехника была куплена и установлена хозяином домовладения, и теперь он требует привлечь к ответственности нерадивых квартирантов. На месте была составлена служебная записка, в ближайшее время зачинщика кражи поставят на индивидуальный профилактический учет, а заодно рассмотрят вопрос о ведении быта семьи, возможно, им все-таки придется сменить место жительства.
Где еда?
Следующий адрес в садовом товариществе «Мечта». Добраться к месту оказалось непросто. Дорога разбита, и подъезды к дому неудобные, потому приняли решение оставлять автомобиль на пригорке и идти пешком. Мать троих детей Анна недавно вернулась из Краснодарского наркологического диспансера, где лечилась от наркомании. Она получает все пособия на детей, на них живет. Дом купила с помощью материнского капитала. Газа нет, но условия вполне комфортные. В двухэтажном домике светло и уютно. Новая сантехника, аккуратно уложенная плитка в ванной комнате, на кухне чисто. В шкафах спален аккуратно разложены вещи, дети опрятно одеты, только вот в холодильнике пусто…
— Только что пришло пособие, еще не выбирались в магазин, да и впрок не готовлю, люблю свежую еду, — говорит одинокая мать.
— Надо стараться, чтобы в запасе были крупа, макароны, масло, овощи, фрукты. Вы же понимаете, что для правильного роста детей их необходимо сбалансировано кормить, — посоветовала представитель комиссии из городской поликлиники.
Анна сказала, что все держит под контролем и вот-вот пойдет в магазин. В этом году старшая дочь Ирина окончила девятый класс. Девушка готовится к вступительным испытаниям в Краснодаре. Планирует поступить на бюджетное отделение, потому что в аттестате нет ни одной тройки, да и с общежитием пообещала маме решить вопрос. Ира поспешила заверить рейдовую группу — мама не пьет, наркотики не употребляет, да и ее непутевых подружек она давно не видела.
Мать употребляла синтетический солевой наркотик. Говорить о том, как подсела на него, она отказалась. Пройти лечение согласилась добровольно, теперь старается вернуться к прежней нормальной жизни, и у нее это неплохо получается.
А того ли я кормлю?
Чего не сказать о другой мамаше. Елена в последнее время стала прикладываться к бутылке, и это отразилось на ее дочери Светлане. Тревогу забила учитель младших классов. Она была в тот день с нами в рейде и рассказала, что Света замкнулась в себе, особенно настораживал ее перекус на переменах — вареный горох с выжарками сала, от одного вида еды становилось дурно. Поначалу учитель расспрашивала издалека: интересовалась делами мамы, спрашивала, чем занимаются домочадцы на выходных. Педагог с мужем посетили дом ученицы, и были ошарашены. Дверь отворила нетрезвая мать, учитель не поверила своим глазам! Она знала, что Елена работает главным бухгалтером на одном из предприятий города, ее мужа в школе никогда не видели, но знали, что мать получает достойную заработную плату и в состоянии обеспечивать семью. Но то, в каком виде гостья увидела хозяйку, повергло ее в ужас.
— Я сразу же забила тревогу, — продолжила свой рассказ учительница, — Сначала пыталась поговорить с мамой Светы по душам, разобраться в проблеме. Думала, что семья временно оказалась в трудной жизненной ситуации. Выяснила, что Елена уволилась, и им можно помочь выбраться из беды. Я даже организовала помощь, несколько раз привозила им продукты, фрукты, овощи. В один из таких визитов мне навстречу вышла соседка и поведала интересный факт. Оказывается, местные пьяницы нахваливают дом Елены и советуют ходить в гости именно к ней, потому что хозяйка всегда подает к столу хорошую закуску. Эти слова прозвучали как гром среди ясного неба. Оказывается, я кормлю алкоголиков. После этого в ситуацию вмешалась комиссия по делам несовершеннолетних, и теперь семья стоит на контроле. Света очень способная, даже талантливая девочка, и если ее воспитание сейчас запустить, то непонятно, кем вырастет ребенок…
Крайние меры
Нас встретила Света. Хрупкая девчушка расплылась в улыбке, увидев на пороге своего классного руководителя. Мы поинтересовались, где мать.
— Она отправилась устраиваться на работу в магазин у дома. Я за ней сбегаю мигом, — заторопилась она.
Входная дверь снова распахнулась, и нам навстречу с помощью ходунков вышла бабушка Светы. Зловонный запах ударил в нос, представители комиссии спросили разрешения пройти в дом и осмотреть условия. Пожилая женщина позволила, при этом выругалась нецензурной бранью и сказала, что дочке с внучкой пора убираться из ее дома подальше от нее. Натянув медицинскую маску повыше, мы зашли в дом. В холодильнике кроме кастрюли с супом ничего не было, морозильная камера тоже пустовала. В ванной накопилась стирка, а посредине комнаты, на люстре висела лента для мух, полностью облепленная насекомыми. А вот и Света вернулась с матерью.
— Чем ты сегодня завтракала? — спросила учительница Светлану.
— Еще не ела, да мне совсем и не хочется, — ответила та.
Время приближалось к полудню, и ответ девочки показался странным.
— Ничего нет, вот и не хочется! — резко отрезала педагог и с укором посмотрела на мать. — Когда уже в вашем доме будет порядок? Почему холодильник пустой? Ваша дочь уже светится от недоедания, мы будем вынуждены принять крайние меры, если вы не наладите быт! На прошлой неделе к вам уже наведывалась комиссия и застали вас не в лучшем виде, поэтому буду настаивать на постановке семьи на учет.
Надежда есть
Я почувствовала, что от запаха в квартире становится не по себе и поспешила выйти во двор, чтобы вдохнуть свежего воздуха. Стою и думаю о том, каким человеком вырастет Света, переедет ли многодетная семья за черту города, и не вернется ли Анна к наркотикам? Поймала себя на мысли, что будто прокручиваю у себя в голове сюжеты к передачам «Пусть говорят». Только вот люди живут не в телевизоре, а среди нас.
По-прежнему, причиной номер один в постановке семьи на учет становится пьянство. Злоупотребляя спиртным изо дня в день, родители не задумываются о том, через что приходится проходить их детям. Чем «аукнутся» им годы такой жизни? Хорошо, если материнская любовь окажется все-таки сильнее страсти к алкоголю. Будем надеяться.
Кристина Опарина
Фото из открытых источников