В Кропоткине восстанавливают Свято-Георгиевский храм

В Кропоткине восстанавливают Свято-Георгиевский храм

Много воды утекло с тех пор, когда храм Святого Георгия Победоносца утопал в цветущем саду церковной усадьбы. Время отнесло в историю судьбы тех скромных строителей и благоукрасителей храма, и помнят их имена лишь семьи потомков. Раскидистый, плодоносящий сад со временем уступил место постройкам, а от приходского подворья осталась лишь полуразрушенная церковь.

Пережил репрессии, не пережил оттепель

Георгиевскому храму ни много ни мало — 110 лет. В отличие от городского Свято-Покровского собора, он претерпел серьезные разрушения. Исторические сведения об этом храме скудны, сохранился лишь документ страховой оценки от 9 января 1912 года за подписью священника Константина Винникова и представителей от общественности — наиболее активных прихожан: урядника Степана Бондарского, казаков Евгения Лугового и Александра Карпова.

Георгиевский молитвенный дом в хуторе Романовском Кубанской области был построен казаками в 1911 году в северо-восточной части хутора. Теперь в народе этот район именуется железнодорожным или Северным поселком. Рядом с кладбищем место постройки выбрано неслучайно. Храм был предназначен и для отпевания усопших. Документ говорит, что рядом с Георгиевской домовой церковью находилась кирпичная сторожка, состоящая из сеней, крестильни, кухни и комнаты священника. Оценочная стоимость строений определена была тогда в 2000 рублей. Вблизи сторожки примостился кирпичный сарай постройки 1956 года. Сохранились сведения, что в этом же году в церкви был сделан ремонт: переоборудовано жилое помещение — к алтарю пристроены кирпичная комната и тамбур. Строительные работы на подворье проводились по благословению архиепископа Краснодарского и Кубанского Виктора (Святина). Но в 1959 году храм был закрыт и, решением Кропоткинского горисполкома, помещения, занимаемые ранее общиной верующих, были переданы на баланс гороно. Позже рядом с храмом была построена школа №5, церковные помещения обустроили под школьную библиотеку, мастерские. «Как бы это ни было странно, наши храмы перенесли лихолетья революции и Великой Отечественной войны, но не пережили хрущевскую оттепель и затишье, — рассуждает настоятель, протоиерей Роман. — В то время разрушения церквей происходили повсеместно».

Возвращение

Реституция церковного имущества по существу началась в перестроечные годы, когда вышел ряд государственных документов о возвращении Русской православной церкви культовых зданий и религиозной литературы. В 2000 году постановлением главы администрации Кропоткина часть помещений Георгиевского храма была передана церковной общине. Чтобы вернуть уже аварийное здание старейший священник города протоиерей Петр Клитовченко вел длительные переговоры с администрацией Кропоткина о восстановлении справедливости.

Первая служба в Георгиевском храме состоялась в канун Рождества Христова — 6 января 2000 года. Тогда сиротливые, лишенные некогда великолепного убранства стены церкви, озаряли лишь восторженные лица верующих, которые свято хранили память о прекрасном храме своего детства.

Забытые имена

Священники очень много беседовали с прихожанами тех лет о становлении церкви, процессе национализации. Интересовали исторические подробности. Но, увы, им не удалось восстановить даже полных имен служителей молитвенного дома. Известно, что в последние годы, перед закрытием, настоятелем храма был протоиерей Федор. Не сохранилось и икон — свидетелей истории храма. Все они были вывезены и, наверное, уничтожены. Зато люди принесли старинные снимки церковной общины, служб на великие праздники, отпевания настоятеля. Сохранилось фото 1956 года, когда в Кропоткине пребывал правящий архиерей Кубанской епархии архиепископ Борис и проводил службу в Свято-Георгиевском храме.

Воспоминания Евдокии Гончаренко

Великую ценность составляют воспоминания старейших прихожан Георгиевского храма, собранные редакцией газеты «Огни Кубани» в 2012 году. Горожанка Евдокия Дмитриевна Гончаренко, сама того не ведая, тогда открыла нам дверь времени в ту, другую, патриархальную жизнь. «Церковь эта — мой дом, — рассказывала Евдокия Дмитриевна. — В храме я выросла. Вся семья моя православная, родичи молились в этой церкви. Еще девочкой я пела в церковном хоре». Из ее детских воспоминаний очевидно, что это была большая церковная усадьба, очень красивая и ухоженная. На подворье стоял домик священника, там же были кухня, крестильня, колокольня. К ступеням самой церкви вела красиво вымощенная дорожка. Община ухаживала за плодоносящим фруктовым садом.

Первый раз молитвенный дом закрыли в 37-38-м годах. Из церкви новая власть вывезла все: иконы, ритуальные предметы, утварь. Евдокия Дмитриевна хорошо помнит, как в эти годы
к ним в дом принесли церковные книги, которые хранились в алтаре Георгиевского храма. Чтобы спасти Евангелие и Псалтырь от уничтожения, их схоронили в саду, в отцовском дворе. Под яблоней служители церкви выкопали глубокую яму, дно застелили соломой, опустили духовную литературу в больших крапивных мешках и закопали. По истечению многих десятилетий сыновья Гончаренко длинными штыками пробивали землю, пытаясь наткнуться на схрон, но книги так и не нашли.

«Почти каждый день в храме отпевали умерших. Ведь раньше хоронили только «через церковь», — рассказывала Евдокия Дмитриевна. — Гроб с усопшим несли на льняных рушниках четверо, а то и шестеро крепких мужчин. Процессия двигалась к кладбищу через железнодорожные пути вместе со священником и певчими. А затем службу вели и на кладбище.

До войны храм был отдан под клуб. Евдокия Дмитриевна помнит, как она, «грешница», десятилетней девочкой выступала на этой сцене.

По свидетельству Гончаренко и других старожилов города, Свято-Покровский собор, Успенский и Георгиевский храмы в Кропоткине открыли немцы во время оккупации, видимо, желая лицемерно подыграть населению. Потом советская власть опять закрыла все церкви.

История семьи Гончаренко уникальна. Отец Евдокии Дмитриевны — садовод колхоза «Комсомольская правда» Дмитрий Харлампьевич Коровкин был в Свято-Георгиевском храме певчим. «Какой это был хор! Как они пели, эти неученые простые люди! — вспоминала Евдокия Дмитриевна. — Регентом храма тогда служил Николай Васильевич Ткаченко, спокойный, уравновешенный и уважаемый человек. А настоятелем в те годы был отец Александр, худощавый, степенный, с остренькой бородкой священник. Его и похоронили «из церкви». После, по воспоминаниям Гончаренко, в храме служил отец Лонгин, а потом еще несколько священников.

Первый ремонт

Протоиерей Игорь Горбатков служил настоятелем Свято-Георгиевского храма практически с момента его открытия после репрессий и до 2021 года. Верующие, засучив рукава, как могли, отремонтировали церковь. Пожилые женщины со всей округи мазали, красили, белили стены. Но храм требовал серьезного восстановления. Священник, подключив строителей, занялся капитальным ремонтом: были переложены стены, заменены кровля и купол храма.

Второй ремонт

На его плечи и возложено продолжение восстановления старейшей церкви города. Община под его началом обновила помещение. А к тому времени в негодность пришла канализация, обсыпалась штукатурка перегородки, которая разделяла храм от мастерских, по стенам ползла плесень, закопченость резала глаз. Сегодня в здании храма поменяли отопление, провели ремонт канализационной системы, заказали шесть оконных блоков, эстетически привели в порядок территорию, оградили ее, благоустроили клумбы, высадили цветы.

«Благодарю Бога и наших прихожан, которые по мере сил помогают в восстановлении жизни храма», — говорит отец Роман. Он живет этим храмом. Много лет назад, еще юношей, будущий настоятель выносил из этих стен станки. Молодым человеком он организовывал в храме первый хор. «Хотелось бы восстановить святыню в ее былом благолепии, чтобы не было стыдно перед нашими предками», — заключает священник.

В храме скоро предстоит большая перестройка. Здание мастерских, которые когда-то бездарно было построено, снесено. Настоятель сегодня занят проектом расширения храма и возведения колокольни. «Храм не соответствует размерам общины, и мы находимся в очень стесненных условиях, — сетует отец Роман. — Церковь мала и не может вместить всех молящихся, и это даже не в праздники, это в воскресные дни. Георгиевский храм стоит в самой старой части города, где люди живут в частных домах и сохраняют патриархальныей уклад жизни. На приходском подворье нет территориальных возможностей для возведения хозпостроек, существует склад, но он в аварийном состоянии, нет ни трапезной, ни кабинета для учебного класса для детей воскресной школы. К нам в храм ходят казаки, которых я бы мог привлечь к воспитанию детей на традициях предков».

Общими усилиями, с помощью меценатов, верующие восстанавливают поруганную святыню. Сегодня в Свято-Георгиевском храме царят старинный уют, упорядоченность и домашняя ухоженность.

«Как-то паломники из Краснодара заметили: такое чувство, будто приехали в Грецию. На западной стене храма находится икона — «Воскресение Христово». Икона требует реставрации. Похоже, ее хранили где-то в сарае. В годы богоборческой власти на лике Христа целенаправленно выкололи глаза, с поверхности соскоблили позолоту. «Глумление над святынями было распространено, очень часто в церквях встречаются и расстрелянные иконы, со следами пуль», — говорит отец Роман. В Свято-Георгиевском храме пребывает икона Божией Матери «Сладкое лобзание», написанная и освященная на святой горе Афон.

Храм хранит частицы мощей великомученика Георгия, апостола Андрея, целителя Пантелеимона, святых мучеников Космы и Дамиана. В церкви много святынь, и потому мы должны восстановить храм, как историческую и духовную ценность Кубани, а вместе с ним и свои души.

Марина Смирнова

Фото автора

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!